Судья: Непопалов Г.Г. гр.д. № 33-1207
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Шуковой Н.М.
судей: Назейкиной Н.А., Салдушкиной С.А.
при секретаре: Кондратьевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 декабря 2011 года, которым постановлено:
«Иск Добровольской Галины Федоровны к УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах об оспаривании решения удовлетворить.
Обязать УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах назначить Добровольской Г.Ф. пенсию по случаю потери кормильца в размере 200% размера социальной пенсии, предусмотренном пп. 1 п. 4 ст. 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, с 1 июля 2011 года.
Взыскать с УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах в пользу Добровольской Г.Ф.: расходы по нотариальному удостоверению судебной доверенности - 530 рублей, расходы по оплате услуг представителя - 3 000 рублей, а всего - 3 530 рублей.
Взыскать с УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах госпошлину в доход государства в размере 4 000 рублей.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуковой Н.М., возражения на жалобу представителя Добровольской Г.Ф. Чернышева Ю.С. (по доверенности от 10.10.2011г.), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Добровольская Г.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области об оспаривании решения ГУ УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области.
В обоснование своих требований указала, что ее сын - Добровольский А.В., с 26 июля 1993 года был зачислен курсантом Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков, в связи с чем, проходил военную службу по призыву в Вооружённых Силах РФ. 11 октября 1993 года Добровольский А.В. умер в 358 окружном военном госпитале от заболевания, полученного вследствие переохлаждения при исполнении служебных обязанностей, после чего приказом начальника Сызранского ВВАУЛ от 25 октября 1993 года № 202 он был исключён из списков личного состава курсантов в связи со смертью. Право Добровольской Г.Ф. на получение второй пенсии - пенсии по случаю потери кормильца, определено ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и наступило в день достижения ею возраста 50-ти лет, с 18 августа 2003 года.
Указала также, что в 2003 году обратилась в УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах для решения вопроса о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца. Однако, ей (истице) в устной форме ответили, что пенсия по случаю потери кормильца ей не положена и нет смысла даже писать заявление.
11 июля 2011 года она повторно обратилась в УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах с заявлением о назначении и выплате ей пенсии по случаю потери кормильца.
Однако, решением от 19 июля 2011 года № 51 ей было отказано в назначении названной выше пенсии по тем основаниям, что не предоставлены документы, подтверждающие факт прохождения сыном истицы военной службы по призыву.
Считает решение УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области незаконным, поскольку кроме копий приказов Сызранского ВВАУЛ, копии военного билета и копии свидетельства о смерти сына, ею были предоставлены ответчику выписки из законодательных актов Российской Федерации, которыми установлен статус курсанта военного училища, до заключения им контракта о прохождении военной службы, как военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Ссылаясь на то, что решением УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах, нарушаются ее права, просила суд с учетом уточненных требований обязать ответчика назначить ей пенсию по случаю потери кормильца в размере 200% размера социальной пенсии, предусмотренном пп. 1 п. 4 ст. 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, с 1 июля 2011 года; а также взыскать с ответчика по нотариальному удостоверению судебной доверенности - 530 рублей, и расходы по оплате услуг представителя - 10 000 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно пп. 1 п. 4 ст. 15 названного выше Федерального закона пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 18 настоящего Федерального закона.
Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в пп. 1 п. 2 настоящей статьи.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 2 января 1993 года № 4338-1, действовавшего до 1 января 1998 года, и п. 1 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ.
К военнослужащим относятся:.. .сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
В соответствии с п. 2 ст. 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
Судом установлено, что в 1993 году сын Добровольской Г.Ф. Добровольский А.В. <данные изъяты>., поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков и зачислен на должность курсанта 1-го курса, что подтверждается приказом от 26 июля 1993 года.
В 1993г курсанты 1-го курса, в том числе и курсант Добровольский А.В., были направлены на сельскохозяйственные работы по заготовке овощей.
Находясь на данных работах, курсант Добровольский А.В. заболел, в связи с чем, был помещен в 358 окружной военный госпиталь.
11 октября 1993 года Добровольский А.В. умер.
Причиной смерти является прогрессирующая острая дыхательная недостаточность и прогрессирующий острый фиброз легких.
Курсант 1-го курса Добровольский А.В. исключен из списков личного состава военного училища в связи со смертью, что подтверждается приказом начальника Сызранского ВВАУЛ от 25 октября 1993 года №
За период прохождения обучения и до исключения из списков личного состава курсант Добровольский А.В. контракт о прохождении военной службы не заключал.
Судом также установлено, что с 10 сентября 1998 года Добровольская Г.Ф. является получателем трудовой пенсии по старости, т.к. 18 августа 2003 года ей исполнилось 50 лет.
Установлено, что решением УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах от 19 июля 2011 года № 51 Добровольской Г.Ф. было отказано в назначении пенсии, в связи с тем, что не были представлены документы, подтверждающие факт прохождения Добровольским А.В. военной службы по призыву.
17 ноября 2011 года ответчиком принято решение № 86 взамен ранее принятого решения от 19 июля 2011 года № 51, которым истице также отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца, поскольку в документах Добровольской Г.Ф. отсутствует информация о прохождении Добровольским А.В. военной службы по призыву, о не совершении им противоправных действий, а также о причинно-следственной связи смерти с заболеванием, полученным при прохождении военной службы, или с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы.
Признавая решения УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах от 19 июля 2011 года № 51 и от 17 ноября 2011 года № 86 об отказе в назначении истице пенсии по случаю потери кормильца как родителю военнослужащего, проходившего военную службу по призыву и умершего в период прохождения военной службы, суд правильно исходил из следующего.
Установлено, что с 26 июля 1993 года Добровольский А.В. являлся курсантом 1-го курса Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков и контракт о прохождении военной службы он не заключал.
Более того, смерть курсанта Добровольского А.В. наступила вследствие заболевания, полученного им в результате переохлаждения при прохождении военной службы и при исполнении иных обязанностей военной службы.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что на момент смерти - 11 октября 1993 года, Добровольский А.В. являлся военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в связи с чем, Добровольская Г.Ф., являющаяся получателем трудовой пенсии по старости, вправе получать вторую пенсию по случаю потери кормильца как родитель военнослужащего, проходившего военную службу по призыву и умершего в период прохождения военной службы.
При этом, судом правильно не были приняты во внимание доводы ответчика о том, что истицей не были представлены документы, подтверждающие, что смерть Добровольского А.В. наступила при прохождении им военной службы по призыву, поскольку согласно справкам Сызранского ВВАУЛ на момент смерти Добровольский А.В. не достиг возраста 18-ти лет и являлся курсантом 1-го курса названного выше военного учебного заведения, что свидетельствует о том, что он являлся военнослужащим, проходящим военную службу по призыву
Установив, что решения УПФ РФ в г.Сызрани и г.Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах от 19 июля 2011 года № 51 и от 17 ноября 2011 года № 86 об отказе в назначении истице пенсии по случаю потери кормильца как родителю военнослужащего, проходившего военную службу по призыву и умершего в период прохождения военной службы, являются незаконными, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы кассационной жалобы ГУ УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о том, что истица не представила документы, подтверждающие, что ее сын проходил военную службу по призыву, являются необоснованными, поскольку статус курсанта определен законом как статус военнослужащего, проходившего военную службу по призыву.
Довод жалобы о том, что размер пенсии неправильно определен в размере 200% социальной пенсии, являются несостоятельными, поскольку выводы суда основаны на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ: