Судья: Шиганова Н.И. гр. дело № 33-735
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Пинчук С.В.,
судей - Сказочкина В.Н., Желтышевой А.И.,
при секретаре Пряниковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Рахимова Х.Х. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 08 ноября 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Рахимова Х.Х. к администрации г.о. Новокуйбышевск об оспаривании решения администрации г.о. Новокуйбышевска об отказе в улучшении жилищных условий, обязании ответчика предоставить жилое помещение в соответствии с государственной программой жилье для военнослужащих, отказать.».
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения Рахимова Х.Х., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Негорожиной А.Г. (представителя администрации г.о. Новокуйбышевск), судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Рахимов Х.Х. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что в октябре 1996 года совместно с ходатайством командира войсковой части 23340 за № 275 от 26.10.1996 года подал в администрацию города Новокуйбышевска заявление для постановки на льготную очередь нуждающихся в жилье военнослужащих или увольняемых в запас за 3 года до предполагаемого срока увольнения. Постановлением Главы города Новокуйбышевска от 16.06.1997 года № 1944 принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как офицер запаса.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г.о. Новокуйбышевск от 25.08.2011 года ему отказано в улучшении жилищных условий на основании пп. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", т.к. он уволен из Вооруженных Сил Республики Узбекистан в 2005 году.
С данным решением комиссии по жилищным вопросам администрации г.о. Новокуйбышевск Рахимов Х.Х. не согласен, в связи с чем, просил отменить решение комиссии по жилищным вопросам администрации г.о. Новокуйбышевск от 25.08.2011 года и обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск выделить ему жильё в соответствии с Государственной программой жилья для военнослужащих, уволенных в запас.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Рахимов Х.Х просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.
Как установлено судом, в октябре 1996 года совместно с ходатайством командира войсковой части 23340 за № 275 от 26.10.1996 года Рахимов Х.Х. подал в администрацию города Новокуйбышевска заявление для постановки на льготную очередь нуждающихся в жилье военнослужащих или увольняемых в запас за 3 года до предполагаемого срока увольнения. Постановлением Главы города Новокуйбышевска от 16.06.1997 года № 1944 он принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как офицер запаса.
Из представленной суду переписки за период с 1999 по 2002 год следует, что администрацией г. Новокуйбышевск предлагалось Рахимову Х.Х. представить необходимые документы для улучшения жилищных условий в порядке, предусмотренном для военнослужащих, уволенных из радов Вооружённых Сил.
Согласно первоначального приказа МО Республики Узбекистан № 0607 от
21.10.2003 года истец считался уволенным по приговору суда с 13.11.2001 года. Постановлением Главы города Новокуйбышевска за № 346 от 13.02.2004 года Рахимов Х.Х. исключен из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, состоящих при администрации города, в связи с выявлением в документах сведений, не соответствующих действительности, и поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. В январе 2005 года на основании определения Военного суда Министром Обороны республики Узбекистан изменена формулировка увольнения Рахимова Х.Х., и в соответствии с приказом МО РУ от 29.01.2005 года за № 063, Рахимов Х.Х. считается уволенным по состоянию здоровья с 27.11.2001 года, ему выдано соответствующее удостоверение об увольнении. Данное удостоверение предъявлено Рахимовым Х.Х. в администрацию города Новокуйбышевска. Постановлением Главы города Новокуйбышевска от 14.10.2005 года он исключен из списка очередности военнослужащих, уволенных в запас или отставку в связи с выездом на новое место жительство.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области под председательством судьи Пискуновой М.В. от 04.05.2007 года отменено постановление Главы города Новокуйбышевска от 13.02.2004 года № 346 в части исключения Рахимова Х.Х. из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, состоящих при администрации города, в связи с выявлением в документах сведений, не соответствующих действительности, и постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. Отменено постановление Главы города Новокуйбышевска от 14.10.2005 года в части исключения Рахимова Х.Х. из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, состоящих при администрации города. Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области обязана восстановить Рахимова Х.Х. в список очередности военнослужащих, уволенных в запас или отставку, состоящих на учете для получения жилой площади при администрации города Новокуйбышевск с 13.02.2004 года.
Определением суда от 28 сентября 2007 года разъяснено решение суда.
Решение суда исполнено, истец восстановлен в очереди.
Согласно справки жилищного отдела администрации г.о. Новокуйбышевск от 07.11.2011г. Рахимов Х.Х. состоит на очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления главы г.о. Новокуйбышевск № 1944 от 16.06.1997 года. В книге учёта присвоен регистрационный номер 1434.
Так же, усматривается, что Рахимов Х.Х. обратился с заявлением о выдаче Государственного жилищного сертификата.
Как видно из материалов дела, письмами Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.11.2009г, а так же Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 17.12.2009, 28.02.2011г. Рахимову Х.Х., проживающему в г. Мелеуз Республики Башкортостан, неоднократно отказывалось в выделении Государственного жилищного сертификата со ссылкой на пп. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", разъяснено его право на улучшение жилищных условий в общем порядке. Данные отказы в предоставлении Государственного жилищного сертификата не оспорены.
Заявлением от 21.04.2011г. Рахимов Х.Х. просил предоставить ему и членам его семьи жилое в муниципальном подчинении.
Ссылаясь на пп. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", решением комиссии по жилищным вопросам администрации г.о. Новокуйбышевск от 25.08.2011 года Рахимову Х.Х. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, т.к. он уволен из вооруженных сил р. Узбекистан в 2005 году. Освоение денежных средств по договору № 240 от 15.07.2011 года с Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области «О предоставлении и расходовании в 2011 году субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы», не производить.
В письме первого заместителя главы городского округа Новокуйбышевск от 05.09.2011г., Рахимову Х.Х. сообщено, что решением комиссии по жилищным вопросам администрации г.о. Новокуйбышевск ему отказано в улучшении жилищных условий.
Протоколом совещания от 07.12.2011 г. заместителем министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области главе г.о. Новокуйбышевск предписано рассмотреть вопрос об исключении Рахимова Х.Х. из списка нуждающихся в получении жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении требований Рахимова Х.Х., судом обоснованно принято во внимание, что Рахимов Х.Х. уволился с военной службы из Вооруженных Сил Республики Узбекистан после 31 декабря 1994 г., с которым отсутствует соответствующий заключенный и ратифицированный до 31 декабря 1999 г. двусторонний договор с Российской Федерацией.
В соответствии с пп. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.).
14 февраля 1992 года государства-участники СНГ заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, где в ст. 3 определено, что государства содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. Данное соглашение не содержит норм, которые регламентируют вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.
В целях реализации Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года N 4455-1 статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" был установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 года. В соответствии со ст. 62 того же Закона гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами РФ, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода.
19 мая 1993 года Верховный Совет РФ принял Постановление "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" N 4983-1, пунктом 5 которого определено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года.
Во исполнение Соглашения государств-участников СНГ от 14 февраля 1992 года подписано Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ" от 28 марта 1997 г., где в ст. 3 определено, что государство-участник СНГ, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие местом постоянного жительства территорию другого государства-участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими лицами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы.
Данное соглашение подписано республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики. Российская Федерация же и Республика Казахстан не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу.
Что же касается Республики Узбекистан, то ею какие-либо межгосударственные соглашения об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ, подписаны не были, и, следовательно, никаких обязательств перед гражданами, уволенными из вооруженных сил Украины и Республики Узбекистан, и членами их семей по обеспечению жилыми помещениями на территориях других государств-участников СНГ названные государства не несут.
Данные обстоятельства нашли своё подтверждение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06 мая 2003 года № КАС 03-180).
Консультативным заключением от 11 декабря 2002 г. № 01-1/4-02 Экономического Суда Содружества Независимых Государств по запросу депутатов Государственной Думы Российской Федерации о толковании статьи 3 Соглашения между государствами -участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г.; статьи 1 и части 1 статьи 2 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах СНГ от 28 марта 1997 г. было дано заключение о том, что соглашение от 14.02.1992 года не регулирует вопрос об обеспечении жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы, государством места их постоянного проживания. Соглашение только подтверждает их право проживать в занимаемых ими помещениях.
Что же касается обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР после 31 декабря 1994 года, то данный вопрос при отсутствии международных соглашений может быть решен только в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не противоречит и требованиям ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации.
В связи с чем, суд пришел к правильному выводу, что Рахимов Х.Х., как уволенный с военной службы из Вооруженных Сил Республики Узбекистан за пределами окончания срока переходного периода - 31.12.1994 года, при переезде на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации имеет право на обеспечение жильем на общих основаниях. Оснований для предоставления Рахимову Х.Х. жилья в порядке, установленном указанными выше Правилами, не имеется.
Несостоятельны доводы Рахимова Х.Х. на то, что он является гражданином Российской Федерации и не принимал присягу в Вооружённых Силах Республики Узбекистан. Данные обстоятельства не имеют правового значения. Как указано выше, Рахимов Х.Х. имеет право на улучшение жилищных условий лишь на общих основаниях.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку именно на органах местного самоуправления в силу указанных выше Правил возложена обязанность по соблюдению порядка обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, оспариваемое Рахимовым Х.Х. решение комиссия по жилищным вопросам администрации г.о. Новокуйбышевск от 25.08.2011 года вынесено в пределах полномочий данного органа. Права заявителя решением жилищной комиссии не нарушаются в виду, как установлено выше, отсутствия у него права на получение жилья в порядке, установленном названными выше Правилами. Соответственно, требования Рахимова Х.Х. об отмене решения жилищной комиссии и о возложении обязанности по предоставлению жилья судом правильно оставлены без удовлетворения. Вопрос о необоснованной постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья и длительном не решение вопроса о снятии с учёта перед судом не ставился.
Судом дана правильная критическая оценка ссылке Рахимова Х.Х. на вступившее в силу решение Новокуйбышевского городского суда от 04.05.2007 года, поскольку судом в рамках рассматриваемого дела проверялась лишь законность постановления Главы города Новокуйбышевска за № 346 от 13.02.2004 года, которым Рахимов Х.Х. исключен из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, состоящих при администрации города, в связи с выявлением в документах сведений, не соответствующих действительности и постановления Главы города Новокуйбышевска от 14.10.2005 года в части исключения Рахимова Х.Х. из списка очередности в связи с изменением места жительства. Законность постановления Главы города Новокуйбышевска от 16.06.1997 года № 1944, которым Рахимов Х.Х. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как офицер запаса, судом не проверялась. Решение суда не содержит выводов о наличии у Рахимова Х.Х. прав на улучшение жилищных условий в порядке, установленном "Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" при том, что решение суда содержит указание на нормы закона, на которые Рахимов Х.Х. ссылался в обоснование своих требований. В связи с чем, преюдициального значения указанное выше судебное постановление не имеет.
Нахождение длительное время в очереди в порядке, установленном указанными выше Правилами, и восстановление решением суда в такой очереди самостоятельным основанием возникновения у заявителя права требования жилого помещения в порядке, установленном Правилами, не является.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.
На основании изложенного, руководствуюсь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 08 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Рахимова Х.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-