Судья Ласковская С.Н. № 33- 1123/2012
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 марта 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Елистратовой Е.В.
судей Занкиной Е.П., Самчелеевой И.А.
при секретаре Тимагине Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Подовинниковой Ж.В. по доверенности Инжеватова В.О., администрации муниципального района Волжский Самарской области (Управление муниципального имущества и земельных отношений), Папанина М.Ю., представителя Сухинина А.В. адвоката Морозова А.В., на решение Волжского районного суда Самарской области от 08.12.2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области к Сухинина А.В., удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Сухинина А.В. в собственность Российской Федерации земельный участок, площадью 2500 кв.м., кадастровый номер: №, расположенный по адресу: <адрес> участок б/н.
Признать недействительными договоры купли продажи земельного участка, площадью 2500 кв.м., кадастровый номер: №, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, заключенные 30. 07. 2007 г. между Александровым В. Н. и Подовинниковой Ж. В., 16. 08. 2007 г. между Подовинниковой Ж. В. и Федоровой С. М., 30. 07. 2008 г. между Федоровой С. М. и Сухининым А. В.
Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации права собственности Сухинина А.В.,
ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, на земельный участок, площадью 2500 кв.м., кадастровый номер: №, расположенный по адресу: <адрес> участок б/н.
Снять с Государственного кадастрового учета земельный участок, площадью 2500 кв.м., кадастровый номер: №, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н.В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области к Александрова В.Н. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, отказать.
В удовлетворении исковых требований Папанина М.Ю. к Сухинина А.В., Александрова В.Н. о восстановлении нарушенного права на владение и пользование арендованным лесным участком, путем истребования его из чужого незаконного владения в собственность Российской Федерации, признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок арендованным лесным участком,астка, аннулировать данный кадастровый номер путем снятия его с кадастрового, обязании Управление Росреестра по Самарской области прекратить запись о регистрации права собственности и обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области исключить из ГКН сведения о земельном участке, отказать.
В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального района Волжский Самарской области к Сухинина А.В., Александрова В.Н. о признании недействительными: свидетельства о праве собственности на землю № № от 16. 10. 1992 г. и постановления Администрации Волжского района № № от 29. 01. 2007 г., отказать.»
Заслушав доклад судьи областного суда Самчелеевой И.А., обсудив доводы кассационной жалобы, доводы Сухинина А.В., представителей ответчика Сухинина А.В. Шамсутдиновой А.М., адвоката Морозова А.В., представителя третьего лица Подовинниковой Ж.В. Инжеватова В.О. и адвоката Иванова Я.В., представителей Папанина М.Ю. по доверенности Малаховой Л.В., Макаровой Л.В., представителя Администрации Волжского района Самарской области Александровой Ю.Н., Герасимовой Е.Ю. в поддержание доводов кассационных жалоб, возражения представителя третьего лица министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Притулиной Е.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Папанин М.Ю. обратился в суд к Сухинину А.В., Александрову В.Н. о восстановлении нарушенного права на владение и пользование арендованным лесным участком, путем истребования его из чужого незаконного владения в собственность Российской Федерации, признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок, аннулировании кадастрового номера путем снятия его с кадастрового учета, обязании Управления Росреестра по Самарской области прекратить запись о регистрации права собственности и обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области исключить из ГКН сведения о земельном участке.
В обоснование своих требований ссылался на то, что по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, состоявшегося 27 августа 2009 года между ним и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области был заключен договор аренды лесного участка № № от 28 августа 2009г., на основании которого истцу был предоставлен в аренду лесной участок общей площадью 0,24 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре №, имеющий местоположение: <адрес>, в границах, указанных в плане земельного участка прилагаемого к договору. Согласно пункту 13 «а» Договора аренды в обязанности истца входит обеспечение выполнения кадастровых работ для постановки арендуемого лесного участка на кадастровый учет. С этой целью Папанин М. Ю. заключил с ОАО «<данные изъяты>» договор №№ от 02.11.2009 года на изготовление межевого плана для постановки участка на кадастровый учет. Однако осуществление кадастрового учета было проведено, в связи с выявлением расположения на предоставленном истцу в аренду лесном участке другого участка с кадастровым номером №, о чем ОАО «<данные изъяты>» известило его письмом за № № от 01.02.2010 года. Выпиской из ЕГРП от 26 октября 2010 года за № № подтверждается, что право собственности на данный участок принадлежит ответчику -Сухинину А. В. Ответчик Сухинин приобрел этот участок у Федоровой С.М., которая, в свою очередь, приобрела его у Александрова В. Н., который произвел первичную регистрацию права собственности на участок на основании Свидетельства о праве собственности на землю № № от 16.10.1992г., выданного Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Волжского района Самарской области. Свидетельство о праве собственности на землю № № от 1992 года является недействительным, а право собственности на участок у Ответчиков не возникшим. Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом РФ 20.05.1992 года и Письмом Госкомзема РСФСР от 13.01.1992г. за № № было установлено, что свидетельства выдаются гражданам на основании принятых органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков. Одновременно с оформлением свидетельства в обязательном порядке изготавливался чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ земель предоставляемых в собственность, а выдаваемые гражданам свидетельства должны были быть зарегистрированы в специальной «Книге выдачи свидетельств». Согласно письма Администрации муниципального района Волжский за N № от 26.10/2010 года Администрация и Малый Совет народных депутатов Волжского района решений о предоставлении земельного участка Александрову В.Н. не принимали. Кроме того, Администрация муниципального района Волжский Самарской области в письме за № № от 26.10.2010 года сообщила о том, что по данным архивного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Волжского района Самарской области последней учетной, записью в книге учета свидетельств на право пользования землей за 1992 год является запись за № №, а первой учетной записью в книге свидетельств за 1992 год является запись за № №,что свидетельствует о том, что свидетельство за номером № от 16.10.1992 года не могло быть выдано Александрову В.Н. При постановке, ответчиком Александровым В.Н. участка на кадастровый учет им был использован план земельного участка, изготовленный в феврале 2007 года, а не в 1992 году. В Свидетельстве отсутствует номер земельного участка и сведения о категории земель, из которых он предоставлялся. Кроме того, в Свидетельстве стоят прочерки в отношении земель сельскохозяйственного назначения, что противоречит ст. 57 Земельного Кодекса РСФСР, которой предусмотрено, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства должны предоставляться гражданам из земель сельскохозяйственного назначения. Постановление № № от 30.09.1992 года указанное в Свидетельстве в качестве основания предоставления Александрову В.Н. земельного участка, в действительности таковым не является, поскольку вышеуказанное постановление носит общий характер, говорит о предоставлении земельных участков для ведения личных подсобных хозяйств, садоводства и животноводства лицам, которым данные земельные участки предоставлялись ранее. Доказательства, подтверждающие, что Александрову В.Н. ранее предоставлялся данный земельный участок, отсутствуют. Органы местного самоуправления Волжского района решение о предоставлении данного участка ответчику не принимали, план границ участка не утверждали, учетный номер земельному участку не присваивали, категорию земель, из которых якобы выделялся участок, не определяли и Свидетельство о праве собственности на землю за № № 16.10.1992 года ответчику Александрову В.Н. не выдавали. Используя бланк свидетельства ответчик Александров В.Н. произвольно «привязал» обезличенную, не имеющую идентификационных признаков и точек координат площадь участка, указанную в данном Свидетельстве, к территории лесного фонда Российской Федерации, поставив земельный участок на кадастровый учет под кадастровым номером № и «легализовав» его, таким образом, как свою собственность. Между тем, земли лесного фонда, где оказался участок с кадастровым номером №, являются федеральной собственностью и принадлежат Российской Федерации, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации серия №, выданным 18 ноября 2005 года. Ответчик Александров В.Н. своими действиями присвоил участок земель лесного фонда, чем нарушил права Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда, и права истца, как арендатора лесного участка. Указанные действия ответчик Александров В.Н. совершил без ведома и помимо воли Российской Федерации и органов, в чьем ведении находится управление лесным фондом Самарской области - ТУ Росимущества по Самарской области и Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды, которые ничего не знали о присвоении лесного участка ответчиком Александровым В.Н. и выставили лесной участок на аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, победителем в котором был признан истец Папанин М.Ю., в результате чего с ним был впоследствии заключен договор аренды. Согласно письма Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области за № № от 22.10.2010г., в котором указано, что обозначенный земельный участок Министерством на каком-либо праве Александрову В.Н. не предоставлялся и не может находиться в частной собственности. Ни у ответчика - Александрова В.Н., ни у последующих приобретателей участка не могло возникнуть и не возникло право собственности на спорный участок и сделки, заключенные в отношении данного участка, являются ничтожными в соответствии со ст. ст. 167-168 Гражданского Кодекса РФ. Просит вынести решение об устранении препятствий в пользовании арендованным им лесным участком, имеющим местоположение: <адрес>, признать недействительным кадастровый номер № земельного участка и обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области аннулировать данный кадастровый номер путем снятия его с кадастрового учета, признать недействительными Свидетельство о праве собственности на землю № № от 16.10.1992г., Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером №, выданное ответчику Сухинину А.В. и обязать Росреестр по Самарской области погаситьлегистрационную запись о праве собственности ответчика - Сухинина А.В. на земельный участок с кадастровым номером №.
Истец Папанин М. Ю. уточнил свои исковые требования, просил восстановить нарушенное право на владение и пользование лесным участком, имеющим местоположение: <адрес>, общей площадью 0, 24 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре № №, путем истребования из чужого незаконного владения Сухинина А. В. в собственность Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 2500, 00 кв. м. с кадастровым номером № и обязать Сухинина А. В. возвратить в собственность Российской Федерации вышеуказанный земельный участок, признать недействительным зарегистрированное право собственности Сухинина А. В. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 2500, 00 кв. м. с кадастровым номером № обязав Управление Росреестра по Самарской области прекратить запись о регистрации права собственности Сухинина А. В. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 2500, 00 кв. м. с кадастровым номером № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, имеющем кадастровый номер №.
Администрация муниципального района Волжский Самарской области обратилось к Сухинину А.В., Александрову В.Н. о признании недействительными: свидетельства о праве собственности на землю № № от 16. 10. 1992 г. и постановления Администрации Волжского района № № от 29. 01. 2007 года.
В обосновании своих требований ссылалась на то, что регистрации права собственности Александрова В.Н. на земельный участок без номера площадью 2500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, гр. Инжеватовым В.О., действующим от имени Александрова В.Н. было представлено свидетельство о праве собственности на землю № № от 16.10.1992 года, которое в действительности Александрову В.Н. не выдавалось, поскольку Администрацией Волжского района Самарской области в период 1991-1992 годов решений о предоставлении земельного участка Александрову В. Н. не принималось. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле документами, а также справкой №№ от 13.04.2011г. Росреестра Самарской области представленной в суд. Как видно из материалов регистрационного дела Росреестра, право собственности на земельный участок без номера площадью 2500 кв. м., расположенный по адресу:<адрес> было зарегистрировано за Александровым В.Н. на основании выписки из Постановления Администрации Волжского района №№ от 29.01.2007 года. Однако, Постановление № № от 29.01.2007года о предоставлении земельного участка Александрову В.Н. Администрацией в 2007году не принималось и земельный участок Александрову В.Н. в собственность не предоставлялся. Таким образом, регистрация права собственности Александрова В.Н. на земельный участок площадью 2500 кв. м. из категории земель поселений на <адрес> была произведена на основании недействительных документов, в результате чего по документам произошло незаконное отчуждение земли из муниципальной собственности Волжского района. О данном обстоятельстве Администрации стало известно в ходе судебного рассмотрения дела по иску Папанина М.Ю. Согласно ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права. Восстановление нарушенных прав Администрации муниципального района Волжский возможно только путем признания недействительными Свидетельства о праве собственности, выданных гражданам Александрову В. Н. и Сухинину А.В. и аннулировании кадастровых и регистрационных записей в отношении данного земельного участка, якобы предоставленного из земель поселений муниципального района Волжский. В связи с чем, Администрация муниципального района Волжский Самарской области просит признать недействительными: свидетельство о праве собственности на землю № № от 16.10.1992г. оформленное на имя Александрова В.Н.; постановление Администрации Волжского района № № от 29.01.2007года; свидетельство о государственной регистрации права серии №, выданное Александрова В.Н.; свидетельство о государственной регистрации права серии №, выданное Сухинина А.В.; Обязать Росреестр по Самарской области погасить регистрационную запись о праве собственности ответчика Сухинина А.В. на земельный участок с кадастровым номером №; Признать недействительным кадастровый номер № земельного участка и обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области аннулировать данный кадастровый номер путем снятия его с кадастрового учета.
Администрация муниципального района Волжский Самарской области уточнила свои исковые требования и просила признать недействительными свидетельство о праве собственности на землю № № от 16.10.1992 года и Постановление Администрации Волжского района № № от 29.01.2007 года.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось к Сухинину А. В., Александрову В.Н. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
В обосновании своих требований ссылалось на то, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 04. 08. 2008 года серии № земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 2500, 00 кв. м. с кадастровым номером №, находится в собственности Сухинина А. В. Территориальное управление Росимущества в Самарской области считает, что право собственности Сухинина на спорный земельный участок зарегистрировано в отсутствие каких-либо правовых оснований. Участок лесного фонда, состоящий из 13 участков, расположенный по адресу: <адрес> находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18. 11. 2005 года. В соответствии с письмами Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17. 05. 2011 года № № и от 20. 05. 2011 года № № земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Сухинину А. В. и входит в границы земельного участка с кадастровым номером № (001). Постановлением Администрации Волжского района № 103 от 29.01.2007 года земельный участок, площадью 2500 кв. м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, был предоставлен в собственность Александрову В. Н. Впоследствии Александров В. Н. заключил договор купли-продажи от 30. 07. 2007 года указанного земельного участка с Подовинниковой Ж. В. Она, в свою очередь заключила договор купли-продажи данного участка 16. 08. 2007 г. с Федоровой С. М. В настоящий момент собственником вышеуказанного земельного участка является Сухинин А. В., который приобрел его по договору купли-продажи 30. 07. 2008 года у Федоровой С. М. В соответствии с п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель лесных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с земельным законодательством. Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона РФ от 21. 12. 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат, в том числе земельные участки в составе земель лесного фонда. В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29. 09. 2009 года № № Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории Самарской области, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов РФ, обращается в суд с исками от имени Российской Федерации в защиту государственных интересов по вопросам управления распоряжения и использования федерального имущества, в том числе по иным вопросам, вытекающим из управления и распоряжения федеральным имуществом. В связи с чем Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным, имуществом в Самарской области (ТУ Росимущества Самарской области) просит истребовать спорный участок из чужого незаконного владения Сухинина А.В.
Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области обратилось к Сухинину А.В. об истребовании из незаконного владения в пользу Российской Федерации земельного участка и погашении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка.
В обоснование своих требований ссылалось на то, что положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 №№ на министерство возложены полномочия по распоряжению лесными участками в составе земель лесного фонда на территории Самарской области. По результатам лесного аукциона, состоявшегося 27 августа 2009 года, министерством был заключен договор аренды лесного участка №№ по лоту №№ с победителем аукциона ИП Папаниным М.Ю.: лесному участку из состава земель лесного фонда площадью 0, 24 га, расположенному по адресу: <адрес>, присвоен номер учетной записи лесного участка - №. На указанный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем имеется соответствующее свидетельство. При осуществлении кадастрового учета арендованного лесного участка ИП Папанину М.Ю. стало известно, что на указанный лесной участок незаконно оформлено право собственности как на земли населенных пунктов. Вопросы отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую урегулированы земельным законодательством. В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую, осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности — Правительством Российской Федерации. Земельный участок, предоставленный в аренду ИП Папанину М.Ю., до настоящего времени, является лесным участком, относится к землям лесного фонда, поскольку отсутствует соответствующее Распоряжение Правительства Российской Федерации о его переводе в категорию - «земли населенных пунктов». Таким образом,постановка земельного участка на кадастровый учет и присвоение ему категории земель-«земли населенных пунктов» совершена в нарушение требований действующего законодательства. Действующий Лесной кодекс содержит прямой запрет на предоставление в собственность гражданам лесных участков, таким образом, оформление права собственности на земельный участки гр - на Сухинина А.В. является незаконным. Согласно выписки из ЕГРП от 26 октября 2010 года спорный лесной участок принадлежит на праве собственности Сухинина А.В.. Учитывая, что спорный лесной участок незаконно выбыл из распоряжения министерства. Просит истребовать из незаконного владения Сухинина А.В. в пользу Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером № и погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении спорного земельного участка.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Подовинниковой Ж.В. по доверенности Инжеватов В.О., администрации муниципального района Волжский Самарской области (Управление муниципального имущества и земельных отношений), Папанин М. Ю., представитель Сухинина А.В. адвокат Морозов А.В., просят данное решение отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы Сухинина А.В., представителей ответчика Сухинина А.В. Шамсутдиновой А.М., адвоката Морозова А.В., представителя третьего лица Подовинниковой Ж.В. Инжеватова В.О. и адвоката Иванова Я.В., представителей Папанина М.Ю. по доверенности Малаховой Л.В., Макаровой Л.В., представителя Администрации Волжского района Самарской области Александровой Ю.Н., Герасимовой Е.Ю. в поддержание доводов кассационных жалоб, возражения представителя третьего лица министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Притулиной Е.А. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, но полагает, что оно подлежит изменению в части.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 02.09.2005 года представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по доверенности № № от 15.06.2005 года ФИО1 обратилась в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации (с выдачей свидетельства о государственной регистрации) участка лесного фонда, состоящего из 13 участков, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 186-187 Т.1). Согласно сведениям Ново-Буянского лесничества об участке лесного фонда от 19. 03. 2004 г. общая площадь 13 участков лесного фонда составляет 11995,0, кадастровый номер №, учетный номер участка лесного фонда - № (001) (л.д. 188 Т.1). Право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда, состоящий из 13 участков с условным номером № (001), площадью 11995,00 кв. м., назначение: леса 1-ой группы (категория защитности: защитные полосы вдоль дорог, лесохозяйственная часть, зеленых зон, другие защитные леса, запретные полосы вдоль нерестовых рек), расположенный по адресу: <адрес> с ограничением (обременением) права в виде публичного лесного сервитута было зарегистрировано в Главном Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области 17. 11. 2005 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 18.11. 2005 г. (л. д. 199 Т.1). Как следует из кадастрового плана земельного участка лесного фонда, выданного ТТО Ставропольский кадастровый район № № 28. 07. 2005 г., площадь участка ориентировочная, составляет 119950000 кв. м. и подлежит уточнению при межевании (л. д. 189 Т. 1). 28. 08. 2009 года между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (арендодатель) и Индивидуальным предпринимателем Папаниным М. Ю. (арендатор) заключен договор № № аренды лесного участка, согласно п. п. 1, 2, 3 которого арендодатель обязался предоставить арендатору, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре №, имеющий местоположение <адрес> в границах, указанных в плане лесного участка, прилагаемому к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью, общей площадью 0,24 га, предоставляется в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Схема расположения лесного участка, а также его характеристика приводятся в приложениях № 1 и 2 к настоящему договору. Данный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Росреестр) 11. 06. 2010 г. (л. д. 16-27 Т.1). Указанный лесной участок передан арендатору ИП Папанину М. Ю. по акту приема-передачи. В силу п. 13 договора аренды № № лесного участка от 28. 08. 2009 г. арендатор - ИП Папанин М. Ю. принял на себя обязательства в течение 6 месяцев с момента подписания настоящего договора обеспечить путем заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ за счет собственных средств подготовку всех документов (межевого плана и др.), необходимых для постановки лесного участка на кадастровый учет, и передать их арендодателю. Из сообщения Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>» № № от 01. 02. 2010 года следует, что при оформлении межевых планов на выделы лесных участков по договорам аренды с целью постановки их на государственный кадастровый учет установлено, что по договору аренды № № лесного участка от 28. 08. 2009 года с индивидуальным предпринимателем Папаниным М. Ю. земельный участок лесного фонда, расположенный по адресу: <адрес> накладывается на земельный участок с кадастровым номером № (КПЗУ № № от 08. 12. 2009 г.) собственность Сухинина А. В. для ведения ЛПХ, категория - земли населенных пунктов (л.д. 30 Т.1). Согласно свидетельства на право собственности на землю № № от 16. 10. 1992 года, выданного председателем комитета ФИО8. и на основании постановления Администрации Волжского района № № от 30. 09. 1992 года, Александрову В. Н., проживающему по адресу: <адрес> был предоставлен в собственность земельный участок, площадью 0, 25 га, расположенный на ст. Мастрюково, участок б/н (л. д. 156 Т.1). Из текста постановления Администрации Волжского района № № от 30. 09. 1992 г. следует, что во исполнение Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и руководствуясь Законом РСФСР «О земельной реформе» в собственность гражданам переданы бесплатно земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в пределах норм, установленных сельскими поселковыми Советами народных депутатов; садоводства и животноводства все ранее предоставленные земли. Данным постановлением Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам района поручено в срок до 1 января 1993 года обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующие свидетельства на право собственности на землю (л. д. 124 Т.1). Однако, в постановлении Администрации Волжского района № № от 30. 09. 1992 года отсутствует указание на конкретных лиц, которым передаются в собственность земельные участки. Постановлением Администрации Волжского района Самарской области № 103 от 29. 01. 2007 г. «О предоставлении в собственность гражданам земельных участков имеющих их в пользовании и в связи с уточнением границ, для ведения личного подсобного, жилищного, гаражного строительства и для садоводства» Александрову В. Н. предоставлен в собственность земельный участок б/н, <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2500 кв. м., категория земель - земли поселений (л. д. 205 Т.1). Как следует из кадастрового дела № № представленного суду ФБУ «КП» по Самарской области земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли поселений, расположенный по адресу: <адрес> участок б/н поставлен на государственный кадастровый учет площадь участка составляет 2500, 00 кв. м. и соответствует материалам межевания (л. д. 146-166 Т.1). Право собственности Александрова В. Н. на вышеуказанный земельный участок на основании Постановления Администрации Волжского района Самарской области № № от 29.01. 2007 г. было зарегистрировано в ГУ ФРС по Самарской области 13. 03. 2007 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 15. 03. 2007 г. (л.д. 211 Т.1). 30. 07. 2007 г. Александров В. Н. продал земельный участок, площадью 2500, 00 кв. м., категория земель - земли поселений, расположенный по адресу: <адрес> участок б/н за 50 000 рублей Подовинниковой Ж. В., что подтверждается договором купли-продажи (л. д. 217-218 Т.1). Право собственности Подовинниковой Ж. В. на вышеуказанный земельный участок на основании договора купли-продажи от 30. 07. 2007 года было зарегистрировано в УФРС по Самарской области 02. 08. 2007 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 13. 08. 2007 года (л. д. 219 Т.1). 16. 08. 2007 г. Подовинникова Ж. В. продала земельный участок, площадью 2500, 00 кв. м., категория земель - земли поселений, расположенный по адресу: <адрес> участок б/н за 200 000 рублей Федоровой С. М., что подтверждается договором купли-продажи (л. д. 224 Т.1). Право собственности Федоровой С. М. на вышеуказанный земельный участок на основании договора купли-продажи от 16. 08. 2007 года было зарегистрировано в УФРС по Самарской области 21.08. 2007 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 30. 08. 2007 г. (л. д. 225 Т.1). 30. 07. 2008 г. Федорова С. М. продала земельный участок, площадью 2500, 00 кв. м., категория земель — земли поселений, расположенный по адресу: <адрес> участок б/н за 200 000 рублей Сухинину А. В., что подтверждается договором купли-продажи (л.д. 231 Т.1). Право собственности Сухинина А. В. на вышеуказанный земельный участок на основании договора купли-продажи от 30. 07. 2008 года было зарегистрировано в УФРС по Самарской области 04. 08. 2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 04. 08. 2008 г. (л. д. 233 Т.1). Как следует из сообщения Администрации муниципального района Волжский Самарской области №№ от 26. 10. 2010 года по данным дел постоянного хранения за 1991-2000 годы, имеющихся в архивном отделе Администрации м. р. Волжский Самарской области, а именно: журналы регистрации постановлений Администрации Волжского района за 1991 год, журналы регистрации постановлений Администрации Волжского района за 1992 год, журнала регистрации постановлений за 1993 год, журнала регистрации Малого Совета районного Совета народных депутатов за 1992-1993 г.г., протоколов заседания исполкома Совета и решения к ним за 1991 год, постановления Главы администрации Курумоченской сельской администрации Волжского района Самарской области за 1992 год, Постановления главы администрации Курумоченской сельской администрации Волжского района Самарской области за 1993 год, решений Малого Совета Курумоченского сельского Совета за 1992 год сведения о выделении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории ст. Мастрюково Курумоченского поселкового Совета в период с 1991 года по 1993 год гражданину Александрова В.Н., отсутствуют (л. д. 34-35 Т.1). Согласно сообщения Архивного отдела Администрации муниципального района Волжский Самарской области № № от 20. 05. 2011 года по данным описи дел постоянного хранения за 1991 - 2000 годы (Фонд № 221) архивного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Волжского района Самарской области последней учетной записью в книге учета свидетельств на право пользования землей за 1992 год является запись №-№, первой учетной записью в книге свидетельств за 1993 год является запись № № (л. д. 43-48, 89-93 Т. 2). В книге регистрации постановлений Администрации муниципального района Волжский Самарской области за 2007 год, которая сдана на хранение в Архивный отдел за № 103 зарегистрировано Постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 23. 03. 2007 г. «О продаже земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения) для размещения силосной траншеи, площадок хранения сельскохозяйственной техники, навесного оборудования и инвентаря ООО «Лазерные технологии» в пос. г. т. Стройкерамика, производственная зона животноводческого комплекса ЗАО «Смышляевский» (л. д. 49 - 50 Т.2). Постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 29. 01. 2007 г. «О предоставлении в собственность гражданам земельных участков имеющих их в пользовании и в связи с уточнением границ, для ведения личного подсобного, жилищного, гаражного строительства и для садоводства» в книге регистрации постановлений отсутствует. Согласно кадастрового паспорта земельного участка, выданного ТО № 5 УФАКОН по Самарской области 07. 02. 2006 года земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> участок б/н поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №, площадь участка составляет 2500 кв. м. и соответствует материалам межевания. Документы, свидетельствующие о проведении процедуры согласования в материалах землеустроительного дела, выполненного ООО «Межевик» 30. 05. 2006 года по заказу представителя Александрова В. Н. Инжеватова В. О.- отсутствуют, подписи главы поселковой администрации ФИО9 на плане установления границ земельного участка - нет (л. д. 157 Т.1). В акте согласования местоположения границы земельного участка отсутствуют согласие собственников, представителей смежных земельных участков (л. д. 159 Т. 1). Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на основании определения Волжского районного суда Самарской области от 30. 09. 2011 г., Положения о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15. 11. 2006 г. № 689 и ст. 71 Земельного кодекса РФ в рамках государственного земельного контроля 24. 10.2011 г. и 31. 10.2011 г. произведен осмотр местности.
Согласно представленному суду сообщению руководителя Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области ФИО10 № № от 22. 11. 2011 года при участии геодезической службы ОАО «<данные изъяты>» 31. 10. 2011 года произведен вынос в натуру двух земельных участков, принадлежащих Сухинину А. В. и Папанину М. Ю. В результате проведенной проверки и изучения имеющихся документов было установлено, что в соответствии со ст. 7 ч. 1 и ст. 57 Земельного Кодекса РСФСР (№1103-1 от 25. 04. 1991 г.) земли для ведения личного подсобного хозяйства подлежали предоставлению из земель сельскохозяйственного назначения, а также земель населенных пунктов. Исходя из указанных норм, земельный участок с кадастровым номером № должен был предоставляться из земель сельскохозяйственного назначения, либо земель населенных пунктов. При этом в архивах Управления отсутствуют сведения о том, что земельный участок, площадью 2500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, уч. б/н предоставлялся кому-либо в период с 1992 года по 1998 год. В заявлении, поступившем в Управление от 02.11. 2011 г. № № в рамках проводимой проверки Александров В. Н. указывает, что никогда не имел земельного участка на станции Мастрюково, никогда там не был и не знает, где он расположен, не оформлял документы на земельный участок и не регистрировал права на него, а также не выдавал доверенность на оформление участка. Согласно землеустроительного дела по установлению границ земельного участка гр. Александрова В. Н., выполненное геодезической службой «Межевик» в 2006 году (л. д. 151-159 Т.1, 170-178 Т. 3), хранящегося в архиве Управления, установлено, что дело не утверждено в установленном порядке должностными лицами Новокуйбышевского территориального отдела Роснедвижимости по Самарской области. На нем отсутствует инвентарный номер, который присваивается документам, хранящимся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. При выезде на местность Сухинин А. В., Инжеватов В. О. и Папанин М. Ю. указали на один и тот же спорный земельный участок, находящийся за чертой населенного пункта ст. Мастрюково (ЖГИЗ). Изучив заверенную копию фрагментов ортопланов Ново-Буянского лесхоза Ставропольского района, изготовленных ФГУДП Уралземкадастрсъемка в 2002 году (инвентарные номера Управления № № от 24. 12. 2003 г., № № от 24. 12. 2003 г., гриф «Для служебного пользования»), заверенную копию фрагментов планов Ново-Буянского лесхоза Ставропольского района, изготовленных ВГУДП Уралземкадастрсъемка в 2002 году (инвентарные номера Управления № № от 09. 09. 2003, № № от 02. 09. 2003 г., гриф «Для служебного пользования»), копию планшета № 13 материалов лесоустройства, выполненных в 1995 году Западным лесоустроительным предприятием «Брянскпроект», утвержденного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ставропольского района, материалы землеустроительного и регистрационного дел кварталов № № Ново-Буянского лесничества Управление сообщает, что фактическое месторасположение земельного участка с кадастровым номером № находится на территории <адрес> лесничества. 31. 10. 2011 г. с выездом на местность заместителя главного государственного инспектора Самарской области по использованию и охране земель ФИО2 государственных инспекторов Самарской области по использованию и охране земель ФИО3 и ФИО4 с участием главного консультанта Ново-Буянского лесничества ФИО5 представителя министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО6 Папанина М. Ю., Сухинина А. В., специалистов ОАО «<данные изъяты>» произведена проверка местоположения лесного участка, предоставленного в аренду Папанину М. Ю. с номером учетной записи в государственном реестре - № на предмет его соответствия плану и схеме лесного участка, указанного в договоре аренды лесного участка № № от 28. 08. 2009 г. и координатам межевого дела. На местности специалистами ОАО «<данные изъяты>» с помощью геодезических приборов произведен вынос в натуру границ лесного участка, арендуемого Папаниным М. Ю. Управление отмечает, что арендованный Папаниным М. Ю. лесной участок, фактически располагается в границах <адрес> лесничества и соответствует местоположению, указанному в плане и схеме лесного участка, прилагаемого к договору аренды лесного участка № № от 28. 08. 2009 г. Квартал <адрес> лесничества входит в границы муниципального района Волжский, что установлено Законом Самарской области от 25. 02. 2005 № №ГД «Об установлении границ муниципального района Волжский Самарской области» и Законом Самарской области от 28. 02. 2005 г. № №-ГД «Об установлении границ муниципального района Ставропольский», с изменениями, внесенными Законом Самарской области от 11. 10. 2010 г. № №ГД. Специалистами ОАО «<данные изъяты>» произведено установление границ спорных участков с использованием соответствующих приборов, свидетельства о проверке приборов и лицензии на право проведения картографической и геодезической деятельности. Согласно акту от 31. 10. 2011 г. и прилагаемой к ней схеме местоположения спорных участков, указанные участки налагаются друг на друга. В ходе проверки препятствий в использовании земельных участков не выявлено, их ограждения отсутствуют, доступ на участки свободен для третьих лиц. Фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером № находится за чертой ст. Мастрюково (ЖГИЗ) и подтверждается актом, изготовленным специалистами геодезической группы ОАО «<данные изъяты>».
Представителем ответчика Сухинина А.В., Морозовым А.В. представлен суду акт проверки соблюдения земельного законодательства № № от 31. 10. 2011 г. проведенной Управлением Росреестра на основании распоряжения № № от 14. 10. 2011 г. представлен суду акт проверки соблюдения земельного законодательства за подписью государственных инспекторов Самарской области по использованию и охран земель ФИО3 и ФИО4 из которого следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> участок б/н, площадью 2500 кв. м., расположен слева от автомобильной дороги, идущей от п. «<данные изъяты>» по направлению к железнодорожной станции «<данные изъяты>», примерно метров рядом с железнодорожной будкой, предназначенной для охраны с деревянным туалетом. Справа от дороги находятся капитальные жилые строения. Границы земельного участка на местности обозначены в углах поворота металлическими колышками, ограждение и строения отсутствуют. Земельный участок в настоящее время не используется. Со стороны дороги в начале земельного участка имеются отходы бытового мусора, фрагмент забора из металлического профиля длиною примерно 8 метров, далее по всему участку расположены кучи строительного дикого камня и груды металлического профиля. Земельный участок покрыт травянистой и древесно-кустарниковой растительностью. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости с кадастровым номером №, согласно проведенному межеванию. Разрешенное использование - ведение личного подсобного хозяйства, категория земель -земли населенных пунктов. Представлена кадастровая выписка о земельном участке от 27. 10. 2010 г. № № На земельный участок имеется свидетельство о государственной регистрации права серия №. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в государственном реестре прав. Таким образом, изучив материалы, представленные Сухининым А. В., сведения имеющиеся в АИС, ГКН, ЕГРП, государственного фонда данных факта нарушения земельного законодательства на местности не выявлено. В ходе проверки на этот же земельный участок, принадлежащий на праве аренды, указал ИП Папанин М. Ю. С данным актом был ознакомлен только Сухинин А.В., что подтверждается его подписью. Подписи присутствующих при составлении акта лиц отсутствуют (л.д. 120-121 Т. 4).
Представителями истца Папанина М. Ю. Малаховой Л. В. и Макаровой Л. В. представлен суду акт выездной внеплановой проверки индивидуального предпринимателя № № от 31. 10. 2011 г., проведенной Управлением Росреестра на основании распоряжения № № от 14. 10. 2011 г. за подписью государственных инспекторов Самарской области по использованию и охране земель ФИО3 и ФИО4 из которого следует, что при осмотре 24. 10. 2011 г. территории, на которую указали ИП Папанин М. Ю. и Инжеватов В. О. установлено, что к освоению данной площади никто не приступал, так как на ней растет кустарник, почва не разрушена и не распахана. Вместе с тем, по краю участка, прилегающему к дороге, разделяющей лесную территорию и населенный пункт ст. Мастрюково (пос. ЖГИЗ) обнаружена свалка бытового мусора и пищевых отходов, имеется небольшой фрагмент металлического забора из профнастила, от которого часть листов сложены друг на друга, имеется деревянный туалет, металлический вагончик зеленого цвета, а также строительный мусор, распиленные березовые бревна и сформированный штабелями строительный мусор. Кроме этого, имеется свежевырытая траншея, пролегающая по лесной территории. Повторная проверка была проведена 31. 10. 2011 г. с участием Сухинина А. В.. который показал на ту же территорию, что Папанин М. Ю. и Инжеватов В. О. Сухинин А. В. подтвердил факт принадлежности ему стоящего на краю участка фрагмента металлического забора. По результатам осмотра исследуемого лесного участка, принадлежащего ИП Папанину М. Ю. на праве аренды (располагается на спорной территории), установлено, что имеется разметка контура границ лесного участка, площадью 0, 24 га в виде деревянных кольев, высотой от урорня земли 50 см. При проведении проверки главный консультант Ново-Буянского лесничества Задельненского участкового лесничества Самарской области Калинин А. Б. пояснил, что лесной участок находится за чертой станции Мастрюково (п. ЖГИЗ), т. е. в границах <адрес> лесничества, указанный населенный пункт отделен от лесной территории 128 квартала дорогой. При проведении проверки нарушений законодательства со стороны Папанина М.Ю.-не установлено. Из вышеуказанных актов № № от 31. 10. 2011 г. и № № от 31. 10. 2011 г. и сообщения руководителя Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области ФИО10. № № от 22. 11. 2011 г., следует, что речь идет об одном и том же земельном участке.
В соответствии с ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Ст. 217 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
На основании п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, земельные участки из состава земель лесного фонда.
Земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 27 ЗК РФ).
Согласно ст. 20 Земельного кодекса РСФСР от 25. 04. 1991 года к ведению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит: предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со ст. ст. 23, 58, 59 настоящего Кодекса; регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков; организация ведения земельного кадастра; планирование использования земель, находящихся в их ведении; организация разработки и осуществления генпланов, проектов планировки и застройки, планов земельно-хозяйственного устройства городов и других населенных пунктов; изъятие земельных участков для госнужд, взимание платы за землю, установление границ территории земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов по согласованию с ними; государственный контроль за использованием и охраной земель, защита прав собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также разрешение земельных споров.
На основании ст. 31 Земельного кодекса РСФСР от 25. 04. 1991 г. право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов, форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР, с обязательным приложением плана земель.
В силу ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона «О введении в действие ЗК РФ», в соответствии с которым граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на нем жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06. 03. 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеет право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п. 2 ст. 25. 2 ФЗ от 21. 07. 1997 г. № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции ФЗ от 30. 06. 2006 г. № 93-ФЗ, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ, является акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); и иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный участок.
В соответствии с п. 9 ФЗ от 25. 10. 2001 г. № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»: государственные акты, свидетельства и другие документы,
удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
В соответствии со ст. 6,7,8 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть по результатам проведения лесоустройства. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04. 12. 2006 г. № 201-ФЗ (в ред. от 18. 07. 2011 г.) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01. 01. 2012 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно статьям 4.3 -4.4 данного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда (ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обремеиениями) этого права и сделками с ними. В случае, если до 01. 01. 2012 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта предоставляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным Законом от 21. 07. 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии ст. ст. 86, 87 ЛК РФ в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Основой осуществления использования, охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Согласно ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ч. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В силу ч. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29. 09. 2009 г. № 278 Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории Самарской области, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов РФ, обращается в суд с исками от имени Российской Федерации в защиту государственных интересов по вопросам управления, распоряжения и использования федерального имущества, в том числе по иным вопросам, вытекающим из управления и распоряжения федеральным имуществом.
Положением о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34 на Министерство возложены полномочия по распоряжению лесными участками в составе земель лесного фонда на территории Самарской области.
Согласно ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Суд, правильно пришел к выводу о том, что границы спорного земельного участка лесного фонда определены схемой расположения границ лесного участка. В соответствии с лесным законодательством участок прошел государственный учет лесных участков, что подтверждается номером учетной записи. Факт отнесения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> к лесному фонду подтверждается материалами лесоустройства, Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области № № от 31. 12.2008 года, планшетами 13 материалов лесоустройства, выполненных в 1995 году Западные лесоустроительным предприятием «Брянскпроект», утвержденного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ставропольского района, таксационным описаниями Задельнического лесничества Ново-Буянского лесхоза, планом лесного участка (приложение к договору аренды № № от 28. 08. 2009 года.
Суд правильно принял во внимание, что доказательств перевода спорного земельного участка из лесных земель в не лесные суду не представлено.
Судом установлено, что факт наложения земельного участка лесного фонда и земельного участка Сухинина А. В. подтверждается актом государственного земельного контроля УФСРКиБ (Росреестр) по Самарской области от 31. 10. 2011 года и прилагаемой к указанному акту схемой согласования местоположения спорных земельных участков, изготовленной ОАС «<данные изъяты>» с чертежом установленных границ земельных участков. При этом суд правильно указал, что оснований не доверять заключению государственного органа УФСРКиК (Росреестра) по Самарской области в обязанности которого входит осуществление земельного контроля и акту с чертежом установленных границ земельных участков, выполненных ОАО «<данные изъяты>» имеющему соответствующую лицензию на право проведения картографической и геодезической деятельности не имеется.
Факт наложения земельного участка лесного фонда и земельного участка Сухинина А. В. подтверждается заключением о местоположении земельного участка с кадастровым номером № и земельного (лесного) участка, расположенного по адресу: <адрес>, изготовленным ООО «<данные изъяты>».
Принимая во внимание данное заключение, суд мотивировал тем, что оснований не доверять данному заключению также не имеется, поскольку оно изготовлено кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» ФИО7 квалифицированным специалистом, имеющим соответствующее свидетельство на осуществление кадастровой деятельности. Доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы как ОАО «<данные изъяты>», так и 000 «<данные изъяты>», ответчиком Сухининым А. В. в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Суд пришел к правильному выводу, что земельный участок, площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, уч. б/н в собственность Александрова В. Н. Администрацией Волжского района Самарской области не предоставлялся и предоставлен быть не мог, так как он находится на землях лесного фонда принадлежащих Российской Федерации.
Суд дал надлежащую оценку доводам представителя ответчика Морозова А. В. о том, что не представлено доказательств факта наложения на земельный участок Сухинина А.В., факт принадлежности к лесному фонду (поскольку межевание лесного участка не проводилось) несостоятельными и необоснованными. И указал, что в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть по результатам проведения лесоустройства.
Суд правильно принял во внимание сообщение ФБУ «КП» по Самарской области от 08. 12. 2011 г. в государственном кадастре недвижимости, в котором содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером № с декларированной площадью 119950000 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>, разрешенное использование-участок лесного фонда, категория земель-земли лесного фонда.
Удовлетворяя исковые требования третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора -Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области к Сухинину А. В. об истребовании спорного земельного участка в собственность Российской Федерации и отказывая в удовлетворении иска в этой части Папанину М.Ю. суд правильно принял во внимание следующее. Согласно Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29. 09. 2009 г. № № Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории Самарской области, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов РФ, обращается в суд с исками от имени Российской Федерации. А также принял во внимание положение о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34 в соответствии с которым на Министерство возложены полномочия по распоряжению лесными участками в составе земель лесного фонда на территории Самарской области.
В связи с этим суд, правильно определил надлежащих истцов, указав, что Российская Федерация полномочия на представление своих интересов в суде на истребование спорного земельного участка Папанину М. Ю. не передавала. Кроме того, суд правильно пришел к выводу о том, что в результате удовлетворения исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области препятствия в реализации права аренды ИП Папанина М. Ю. на спорный земельный участок устранены.
Согласно ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом было установлено, что земельный участок, площадью 2500 кв. м., кадастровый номер: №, расположенный по адресу: <адрес> участок б/н, находится на землях лесного фонда и является собственностью Российской Федерации.
Суд, на основании изложенного в иске Администрации муниципального района Волжский Самарской области к Сухинину А. В., Александрову В. Н. о признании недействительными: свидетельства о праве собственности на землю № № от 16. 10. 1992 г. и постановления Администрации Волжского района № № от 29. 01. 2007 г., также отказал, посчитав, что иск заявлен ненадлежащим истцом.
Доводы жалобы Администрация муниципального района Волжский Самарской области о том, что отказом в иске о признании недействительными: свидетельства о праве собственности на землю № № от 16. 10. 1992 года и постановления Администрации Волжского района № № от 29. 01. 2007 года нарушается исключительное право администрации Волжского района на осуществление исполнительно- распорядительных полномочий в соответствии с Уставом несостоятельны.
Администрация не лишена права осуществлять свои исполнительно-распорядительные полномочия, в том числе по изданию документов от своего имени.
Кроме того, судом правильно определен надлежащий истец по данному делу, о чем изложено выше.
Вместе с тем, доводы кассационной жалобы Сухинина А.В. о том, что суд вышел за пределы исковых требований, указав, что все предыдущие владельцы не могут быть признаны добросовестными приобретателями, в связи с чем признал сделки по купле-продаже земельного участка недействительными -являются обоснованными.
Судом было указано, что в связи с рассматриваемыми правоотношениями, суд считает возможным выйти за пределы заявленных требований, и признает договоры по отчуждению спорного земельного участка, а также произведенную на их основании, регистрацию права собственности недействительными и подлежащими прекращению.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Суд вправе выйти за пределы заявленных требований и по своей инициативе на основании пункта 2 статьи 166 ГК РФ применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Однако данное положение применяется только в случае, если такое требование (о признании недействительности ничтожной сделки) было заявлено. В этом случае, в рамках п.2 ст.166 ГК РФ, суд вправе выйти за пределы исковых требований самостоятельно применив правила реституции.
Поскольку, в данном случае требования не заявлялись сторонами и данный вопрос не выносился судом на обсуждение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данное суждение подлежит исключению из мотивировочной и резолютивной частей решения суда.
Согласно п.40 Постановления от 29 апреля 2010 года « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если при рассмотрении иска об истребовании движимого имущества из чужого незаконного владения судом будет установлено, что основанием возникновения права собственности истца является ничтожная сделка и отсутствуют другие основания возникновения права собственности, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований независимо от того, предъявлялся ли встречный иск об оспаривании сделки, поскольку в силу пункта 1 статьи 166 ГК РФ ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом. Аналогичная оценка может быть дана судом незаконному акту государственного органа либо органа местного самоуправления (далее - органа власти), положенному в основание возникновения права собственности лица на движимое имущество.
Доводы жалобы Сухинина о том, что суд постановил незаконное решение, так как не учел, что первоначальные и последующие документы, поданные на государственную регистрацию прав соответствовали действующему законодательству, что противоречия между собственностью РФ и заявляемым правом Александрова В.Н. и всех последующих собственников отсутствовали, не могут являться основанием к отмене правильного решения суда, поскольку данные доводы являлись предметом судебного разбирательства, судом дана им надлежащая оценка.
Что касается выводов о нарушении судом территориальной подсудности при рассмотрении данного дела, то данный довод также является несостоятельным.
Судом было установлено, что спорный участок фактически располагается в границах <адрес> лесничества и соответствует местоположению, указанному в плане и схеме лесного участка, прилагаемого к договору аренды лесного участка № № от 28. 08. 2009 г. Квартал <адрес> лесничества входит в границы муниципального района Волжский, что установлено Законом Самарской области от 25. 02. 2005 № №-ГД «Об установлении границ муниципального района Волжский Самарской области» и Законом Самарской области от 28. 02. 2005 г. № №-ГД «Об установлении границ муниципального района Ставропольский», с изменениями, внесенными Законом Самарской области от 11. 10. 2010 г. № №-ГД.
Довод жалобы о том, что необходимо провести экспертизу по факту наложения земельных участков также не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 5.7. Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №457, Управление Росреестра проводит государственную экспертизу землеустроительной документации.
В материалах дела имеется официальный ответ из управления Росреестра по Самарской области подготовленный на основании государственной экспертизы землеустроительной документации двух спорных земельных участков и сделан вывод об их наложении.
Поэтому довод жалобы представителя Подовинниковой Ж.А. по доверенности Инжеватова В. О., о том, что вышеуказанный документ является простым письмом, также является несостоятельным.
При рассмотрении данного дело было учтено, то обстоятельство, что спорный земельный участок формируется по правилам лесоустройства, а не землеустройства.
Несостоятельным является и довод о том, что суд в нарушение норм процессуального права рассмотрел дело в отсутствие участвующего в деле лица, не извещенного о дне судебного заседания. Однако, согласно материалам дела представитель Федоровой С.М. был извещен о времени и месте судебного заседания, не заявлял ходатайств о невозможности рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно протокола судебного заседания, вопрос о рассмотрении дела без участия не явившихся лиц обсуждался, возражений не поступило.
Также, необоснованной является ссылка представителя Подовинниковой Ж.В. по доверенности Инжеватова В.О., о том, что суд не принял во внимание доверенность Александрова В.Н., выданную на оформление и продажу спорного земельного участка, выдачей которой он фактически признал за собой право на спорный участок. Поскольку выдача доверенности на оформление и продажу земельного участка сама по себе не может являться доказательством законности получения имущества.
Доводы жалобы о том, что судом была принята во внимание поддельная книга регистрации постановлений, голословны, проверка по данному факту не окончена.
Таким образом, доводами кассационной жалобы правильность выводов суда по существу спора не опровергнута. Иных доводов, влекущих отмену решения, кассационная жалоба не содержит. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 08.12.2011 года изменить, исключив из мотивировочной и резолютивной частей решения суждение о признании недействительными договоров купли продажи земельного участка, площадью 2500 кв.м., кадастровый номер: №, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, заключенных 30. 07. 2007 г. между Александровым В. Н. и Подовинниковой Ж. В., 16. 08. 2007 г. между Подовинниковой Ж. В. и Федоровой С. М., 30. 07. 2008 г. между Федоровой С. М. и Сухининым А. В., в остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи