О признании противоречащими действующему законодательству пунктов Правил благоустройства и озеленения территории г.о. Тольятти



Судья: Сметанина О.Н. № 33-1716

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 февраля 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Яковлевой В.В.

Судей: Акининой О.А., Хаировой А.Х.

При секретаре: Иванниковой Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 28 декабря 2011 года, которым постановлено:

Заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать противоречащими действующему законодательству пункты 2.1.8, 2.1.9, 3.2.1, 4.1.3. Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Тольятти, утв. Постановлением мэра г.о. Тольятти от 04.05.2009 № 989-п/1, и обязать мэрию г.о. Тольятти привести пункты 2.1.8, 2.1.9, 3.2.1, 4.1.3. Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Тольятти, утв. Постановлением мэра г.о. Тольятти от 04.05.2009 № 989-п/1, в соответствие с действующим законодательством.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя Мэрии г.о. Тольятти Спирьковой М.В., по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими действующему законодательству пунктов 2.1.8, 2.1.9, 3.2.1, 4.1.3. Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Тольятти, утвержденные Постановлением мэра г.о. Тольятти от 04.05.2009 № 989-п/1, и возложении обязанности на мэрию г.о. Тольятти привести эти нормы в соответствие с действующим законодательством.

В обоснование заявления указал, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка Постановления мэра г.о. Тольятти от 04.05.2009 № 989-п/1 «Об утверждении Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Тольятти» на предмет соответствия федеральному природоохранному законодательству.

Установлено, что пункты 2.1.8, 2.1.9, 3.2.1, 4.1.3. Правил благоустройства и озеленения территории г.о. Тольятти противоречат действующему законодательству, а именно: пунктом 2.1.9. Правил на физические и юридические лица возлагается не предусмотренная действующим законодательством обязанность, влекущая для них возникновение дополнительных имущественных расходов, при этом Правила не регулируют вопрос о компенсации возможных расходов ответственных лиц, поэтому данный пункт должен быть признан недействительным и не подлежащим применению. По аналогичным основаниям подлежат приведению в соответствие с законом п. 2.1.8., 3.2.1., 4.1.3. Правил.

Решением Центрального районного суда от 28 декабря 2011 г. удовлетворено заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора.

Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу, что пункты 2.1.8, 2.1.9, 3.2.1, 4.1.3. Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Тольятти, утвержденные Постановлением мэра г.о. Тольятти от 04.05.2009 № 989-п/1 с использованием в этих нормах понятие «прилегающей территории» без толкования этого понятия в данном нормативном акте не соответствуют требованиям закона.

Заявитель апелляционной жалобы Мэрия г.о. Тольятти не согласна с решением суда, так как, считает, что судом неправильно применены нормы материального права.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Мэрии г.о. Тольятти поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил её удовлетворить.

Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Судом установлено, что 04 мая 2009 года принято Постановление мэра г.о. Тольятти № 989-п/1 «Об утверждении Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Тольятти».

П.2.1.8 Правил благоустройства и озеленения территории г.о. Тольятти устанавливает, что уборку отстойно- разворотных площадок на конечных станциях автобусов и троллейбусов производят специализированные организации, отвечающие за содержание и уборку дорог (в пределах прилегающих улиц). Уборку отстойно - разворотных площадок частного транспорта осуществляет правообладатель земельного участка.

п. 2.1.9 Правил устанавливает, что уборку территорий, прилегающих к рекламным конструкциям, производят владельцы рекламной конструкции в соответствии с договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

-    п. 3.2.1 Правил устанавливает, что специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники индивидуальных жилых домов, физические и юридические лица, на территории которых находится контейнерная площадка, обязаны обеспечить: содержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории с учетом требований санитарных правил и норм;

п. 4.1.3 Правил устанавливает, что содержание территорий, прилегающих к строительной площадке, производится силами и средствами организации, производящей работы, самостоятельно или в соответствии с заключенными договорами. Границы прилегающей территории определяются проектом организации строительства.

Протест о приведении вышеуказанных пунктов Правил в соответствии с требованиями закона, направленный 01.09.2011 года по результатам проверки в адрес мэра г.о. Тольятти был, оставлен без удовлетворения.

В соответствии ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Поскольку системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что обязанность по обеспечению чистоты и порядка на территории городского округа возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, вопросы организации благоустройства и озеленения территории городского округа, то возложение на физических и юридических лиц обязанности по санитарному и иному содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности противоречит действующему законодательству.

Законодатель не предусматривает возможность возложения органами местного самоуправления на юридические и физические лица исполнения обязанностей по санитарному и иному содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, права пользования, иных вещных прав на которые юридические и физические лица не имеют.

Отсутствие в Правилах определения «прилегающей территории» делает невозможным установления зоны ответственности уполномоченного органом местного самоуправления лица по уборке указанных территорий, границы территории и ее пределы.

Принимая во внимание нормы материального права, судебная коллегия полагает, что судом принято обоснованное решение о признании противоречащими действующему законодательству пунктов 2.1.8, 2.1.9, 3.2.1, 4.1.3. Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Тольятти, утвержденных Постановлением мэра г.о. Тольятти от 04.05.2009 № 989-п/1 с использованием в этих нормах понятия «прилегающей территории» без толкования этого понятия, и возложения обязанности на мэрию г.о. Тольятти по приведению пунктов 2.1.8, 2.1.9, 3.2.1, 4.1.3. Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Тольятти в соответствие с действующим законодательством.

Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности.

Довод апелляционной жалобы о том, что удовлетворение заявленных требований отменит установленную федеральным законом обязанность собственников, пользователей и арендаторов по уборке принадлежащей им территории, не может быть принят во внимание, так как оспариваемые пункты Правил противоречат действующему законодательству, в том числе и нормам, возлагающим обязанность на собственника муниципального земельного участка по его содержанию.

Нормы Гражданского и Земельного кодексов РФ имеют высшую юридическую силу, поэтому не могут быть отменены решением суда общей юрисдикции. К тому же, суд своим решением возложил на орган местного самоуправления обязанность привести Правила в соответствие с действующим законодательством.

Довод в той части, что орган местного самоуправления не вправе толковать законодательство в части разъяснения термина «Прилегающая территория» не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае имеет значение не толкование понятия «прилегающей территории», а определение самой прилегающей территории.

Довод о том, что прокурором были уточнены требования, ошибочен.

Ссылка в жалобе на закон № 361-ФЗ от 01.01.2012 г. « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» также не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, так как закон № 361 –ФЗ от 30.11.2011 г. установил для органов местного самоуправления срок для приведения в соответствие с положениями, изложенными в данном законе, нормативных правовых актов, касающихся благоустройства территорий.

Суд первой инстанции также возложил на орган местного самоуправления обязанность привести данный правовой акт в соответствии е с действующим законодательством.

На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии г.о. Тольятти оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи