О предоставлении денежных средств для приобретения жилого помещения



Судья: Зуморина Л.В. гр. дело № 33-1866

Апелляционное определение

12 марта 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Шуковой Н.М.,

судей: Сказочкина В.Н., Назейкиной Н.А.

при секретаре: Кондратьевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 11 января 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Пантелеевой С.С. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Сызрань предоставить Пантелеевой С.С., <данные изъяты>, социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуковой Н.М., возражения на доводы апелляционной жалобы Пантелеевой С.С., заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Сызрани обратился в суд с иском в интересах Пантелеевой С.С. к Администрации г.о. Сызрань о предоставлении денежных средств для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм, указав, что Пантелеева С.С, <данные изъяты>, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о.Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.2010 года № 14-ГД).

Ссылаясь на то, что до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, прокурор г. Сызрани просил суд обязать ответчика предоставить Пантелеевой С.С. социальную выплату на приобретение жилья.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г.о. Сызрань просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 г. № 152-ГД " Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".

При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.

Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес> обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.

Судом установлено, что Пантелеева С.С., <данные изъяты>, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: отец - Пантелеев С.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - Пантелеева О.Ш. решением Сызранского районного суда Самарской области от 28.05.2007г лишена родительских прав.

31.08.2011г. Пантелеева С.С. обратилась в жилищный отдел Администрации г.о.Сызрань с заявлением на внеочередное получение жилья, т.к. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Решением комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о.Сызрань от 07.12.2011г. Пантелеева С.С. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья.

Постановлением Главы Администрации г.о.Сызрань от 30.12.2011г. Пантелеева С.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Поскольку Пантелеева С.С. жилым помещением не обеспечена, суд правильно указал на то, что она имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение жилым помещением по договору социального найма и обоснованно удовлетворил исковые требования.

Доводы апелляционной жалобы Администрации г.о. Сызрань об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели из областного бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 11 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации г.о. Сызрань - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-