Судья: Левина С.А. Гр.д. № 33-4199
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 мая 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Салдушкиной С.А. Занкиной Е.П.
при секретаре: Кузьмине М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Долгова А.Ю. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 06 марта 2012 года, которым постановлено:
«Заявление Долгова Ю.А. о признании ответа отдела УФМС России по Самарской области в г. Сызрани от 10.01.2012г. неправомерным, оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., доводы Долгова Ю.А., поддержавшего жалобу, возражения на жалобу представителя УФМС по Самарской области по доверенности Тагиевой Е.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Долгов Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании неправомерным ответа УФМС России по Самарской области в г. Сызрани от 10.01.2012г.
В заявлении указал, что при переезде в Российскую Федерацию им были сданы документы на получения гражданства Российской Федерации в отдел УФМС России по Самарской области.
Однако, с 2001 года по настоящее время он постоянно обращался в отдел УФМС России по Самарской области города Сызрани и Сызранского района, по вопросу получения гражданства РФ, но до настоящего времени так его и не оформил.
В отделе УФМС изначально ссылались на то, что им пришел ответ на запрос о судимости, согласно которому он находится в федеральном розыске за совершенное им преступление на территории Кыргызской Республики. Однако, с этим документом его никто не ознакомил.
В декабре 2011 года был получен ответ из Управления федеральной миграционной службы по Самарской области, где и.о. заместителя начальника ФИО1 ссылается на решение от ДД.ММ.ГГГГ УФМС РФ по Самарской области, согласно которому, отклонено его заявление о приобретении гражданства РФ, в соответствии с пунктом «Е» статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», так как имелся розыск на территории Кыргызской Республики, и ниже ссылается на то, что в настоящее время по учетам ИБДГУ МВД России по Самарской области розыск в России в отношении него прекращен.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ указано, что он преследуется в уголовном порядке компетентными органами <адрес>, а так же указывается на то, что розыск отношении него прекращен.
ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ из отдела УФМ России по Самарской области в г. Сызрани, подписанный полковником внутренне службы ФИО2, где указано, что решением УФМС России от ДД.ММ.ГГГГ год отклонено его заявление на основании пункта «Д» статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Считает, что отказы в получении Российского гражданства являются незаконными, поскольку на его заявления ему отвечают разными разъяснениями, а также ему не предоставляют для ознакомления документы, подтверждающие сведения о судимости или о розыске.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Долгов А.Ю. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами:
- пункт «е» - которые преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу;
- пункт «д» - имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за её пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом.
Судом установлено, что гражданин Долгов Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, национальность -<данные изъяты>, является гражданином <данные изъяты>, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Состоит в официальном браке с гражданкой Российской Федерации Долговой ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ
Ранее заявитель значился поставленным на миграционный учет с частной целью по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В июне ДД.ММ.ГГГГ года гражданин Долгов Ю.А обращался в ПВС Сызранского РОВД с заявлением об оформлении гражданства РФ в соответствии с пунктом Г статьи 11 Федерального Закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ (на основании Международного соглашения).
ДД.ММ.ГГГГ заявление о приобретении гражданства Российской Федерации и пакет необходимых документов был направлен на рассмотрение в ПВУ ГУВД <адрес>.
Решением УФМС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ГУВД Самарской области ФИО3, заявление Долгова Ю.А. о приеме в гражданство Российской Федерации было отклонено по тем основаниям, что в отношении Долгова Ю.А. имеется федеральный розыск за совершение преступления на территории <адрес>, т.е. в соответствии с п. «Е» ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве России Федерации».
Установлено также, что с июня ДД.ММ.ГГГГ. до настоящего времени решение УФМС России по Самарской области об отклонении заявления о приобретении гражданства Российской Федерации Долговым Ю.А. в установленном законом порядке не обжаловалось.
ДД.ММ.ГГГГ Долгов Ю.А. обратился в отдел УФМС России по Самарской области в г. Сызрани с заявлением о направлении на рассмотрение его документов на оформление гражданства РФ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отделом УФМС России по Самарской области в г Сызрани Долгову Ю.А. было разъяснено о том, что удовлетворить его заявление с направлении документов на оформление гражданства РФ не представляется возможным, поскольку зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания, в т.ч. поставленным на миграционный учет/снятым с миграционного учета на территории РФ он не значится; является гражданином Р. Кыргызстан, срок действия национального паспорта истек ДД.ММ.ГГГГ; его заявление о приобретении гражданства было отклонено решением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта Д статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время оправдательный приговор суда и справка о прекращении розыска по <адрес> в отдел УФМС России по Самарской области в г. Сызрани не представлены; в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в установленном законом порядке с заявлением о приобретении гражданства РФ и пакетом необходимых документов повторно не обращался.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответ отдела УФМС России по Самарской области в г. Сызрани от ДД.ММ.ГГГГ на письменное обращение Долгова Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ не может расцениваться как отказ в приеме в гражданство РФ.
Рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № и иных законодательных актов, регламентирующих деятельность ФМС.
Согласно ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002г. «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ (далее - Федеральный закон), п.14.1 Административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 19 марта 2008г. № 64(далее - Административный регламент), - полномочия рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции и его территориальных органов. В данном случае - к компетенции территориального органа ФМС России - Управлению Федеральной миграционной службы по Самарской области.
Согласно п. 1.1 Положения об отделе УФМС России по Самарской области в г. Сызрани, утвержденного приказом УФМС России по Самарской области от 07.06.06 г. № 263, - Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в г. Сызрани (далее - Отдел) является структурным подразделением Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области. В соответствии с пунктом 3.2 настоящего Положения – Отдел наделен полномочиями по осуществлению приема, учета, обработки заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и направления их на рассмотрение в УФМС России по Самарской области.
Таким образом, Отдел УФМС России по Самарской области в г. Сызрани, являясь структурным подразделением УФМС по Самарской области, не наделен полномочиями принятия решений по заявлениям о приобретении гражданства РФ в упрощенном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона РФ от 31.05.2002года «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ, пункта 1 главы 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002г. № 1325, заявление (установленного образца) по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя.
В соответствии с требованиями статьи 17.1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 19 марта 2008года № 64, заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом; надлежащее оформление требуемого пакета документов, надлежащее заполнение бланков заявления, подготовку необходимых копий документов, оплату государственной пошлины и лично представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу.
В соответствии с частью 1 статьи 36 настоящего Федерального закона, лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ (т.е. по истечении года с момента вынесения решения) и по настоящее время Долгов Ю.А. в установленном законом порядке с заявлением установленного образца о приобретении гражданства РФ и пакетом необходимых документов в отдел УФМС России по Самарской области в г. Сызрани повторно не обращался.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 главы 1 Федерального закона РФ от 18.07.2006г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» № 109-ФЗ дано определение места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, согласно которого, им признается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 10.2 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №, не принимается к рассмотрению заявление о приобретении гражданства, если на день подачи заявления документ, удостоверяющий личность и гражданство заявителя имеют (имеет) срок действия менее 6 месяцев.
Судом установлено, что Долгов Ю.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированным по месту жительства, а так же по месту пребывания, в том числе поставленным на миграционный учет, снятым с миграционного учета на территории Российской Федерации не значится.
Согласно имеющихся архивных учетов гражданин Долгов Ю.А. имеет на руках национальный паспорт гражданина <адрес> серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ
Из имеющихся в материалах дела ответах УФМС России по Самарской области, Прокуратуры Самарской области, Генеральной Прокуратуру РФ следует, что Долгову Ю.А. неоднократно разъяснялся порядок оформления гражданства РФ, пребывания на территории Российской Федерации, в т.ч. необходимость продления срока действия национального паспорта.
Однако Долговым Ю.А. не предпринято никаких действий по урегулированию своего статуса на территории Российской Федерации, в связи с чем, он продолжает находиться на территории Российской Федерации незаконно, т.е. без документов, подтверждающих право иностранного гражданина (лица без гражданства) на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Довод Долгова Ю.А. о том, что ему необходимо восстановить срок действия всех его документов и признать его гражданином Российской Федерации в упрощенном порядке приобретения гражданства на основании Закона КР от 31 июля 2000г. № 69 «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства», суд обоснованно не принял во внимание.
Упрощенный порядок, предусмотренный статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002г. «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ, и Международными соглашениями (с учетом Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2011г. № 1391), позволяет обратиться за получением гражданства Российской Федерации сразу после получения вида на жительство, т.е. без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «А» части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
По всем основаниям упрощенного порядка приобретения гражданства Российской Федерации, предусмотренным настоящим Федеральным законом, непременным условием является наличие вида на жительство для постоянного проживания на территории РФ (за искл. ч. 3 и 5 статьи 14).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином (лицом без гражданства), признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина (лица без гражданства) на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства установлено, что каждая сторона предоставит пребывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой стороны право приобрести гражданство в упрощенном порядке, при наличии одного из условий, предусмотренных пунктами А-Б данной части.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ дает исчерпывающее разъяснение понятия «постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин», а именно - лицо, получившее вид на жительство.
По имеющимся учетам - гражданин Долгов Ю.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированным по месту жительства, а так же по месту пребывания, в т.ч. поставленным на миграционный учет/снятым с миграционного учета на территории Российской Федерации не значится; по вопросу оформления вида на жительство ни в отдел УФМС России по Самарской области в г. Сызрани, ни в УФМС России по Самарской области, - установленном законом порядке не обращался.
Таким образом, Долговым Ю.А. не предпринято никаких действий по урегулированию своего статуса на территории Российской Федерации.
Довод Долгова Ю.А. о том, что ему не представлено ни одного документа, подтверждающего факт нахождения его в розыске, в связи с чем, ответ отдела УФМС России по Самарской области в г.Сызрани и Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятеленым, поскольку материалы проверок относятся к документам служебного пользования. Нормативными актами, регламентирующими порядок рассмотрения вопросов гражданства РФ, не предусмотрено ознакомление заявителя с материалами данных проверок.
То обстоятельство, что по данным на ДД.ММ.ГГГГ розыск Долгова Ю.А. в России прекращен, не свидетельствует о незаконности принятого ДД.ММ.ГГГГ решения и неправомерности ответа отдела УФМС России по Самарской области в г. Сызрани от 10.01.2012г., поскольку на момент принятия решения Долгов Ю.А., согласно справок ИЦ ГУВД Самарской области и ОСЦ ГИАЦ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, обвинялся по ст. <данные изъяты>, уголовное дело № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ инициатор розыска МВД <данные изъяты>, дата уклонения - ДД.ММ.ГГГГ мера пресечения - арест.
Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме в гражданство РФ Долгова Ю.А. являлось законным и обоснованным.
Ссылка на то, что в ответе отдела УФМС России по Самарской области в г. Сызрани от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Долгову Ю.А. отказано в приеме в гражданство РФ на основании пункта «д» статьи 16 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», не свидетельствует о незаконности принятия решения об отказе в предоставлении гражданства РФ, в силу того, что принятие решений о приеме в гражданство РФ и об отказе в приеме в гражданство РФ к компетенции Отдела в г.Сызрани не относится.
ДД.ММ.ГГГГ в ОУФМС России по Самарской области в Сызранском районе из УФСМС России по Самарской области поступило уведомление об отклонении заявления Долгова Ю.А. о приеме в гражданство, где допущена техническая опечатка.
Однако, в сообщении ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № и в последующих сообщениях Долгову Ю.А. разъяснялось, что его заявление о приеме в гражданство отклонено на основании п. «е» статьи 16 вышеуказанного Закона.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд нарушил требования процессуального законодательства, приняв документы, направленные по факсимильной связи, с явными подделками и исправлениями, несостоятельны, поскольку в судебное заседание, в установленном порядке, было представлено, в оригинале, решение УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления Долгова Ю.А. о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с п. «Е» (в оригинале).
Кроме того, законность принятого решения неоднократно проверялась прокуратурой Самарской области, Генеральной прокуратурой РФ, которые каких-либо нарушений в действиях сотрудников УФМС РФ не обнаружили, заявителю разъяснялось право на обжалование в судебном порядке решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым Долгов Ю.А. не воспользовался.
Ссылка на то, что в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что УФСБ <адрес> не возражает в отношении предоставления ему гражданства, и так же указано, что в отношении него по учетам ИЦ ГУВД С/о, МВД России сведений о международном розыске не имеется, а УФМС указывает, что он находится в международном розыске и сведения имеются, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с пунктами 17.4-17.6, 17.8 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № - должностное лицо территориального органа в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ согласует решение с территориальным органом ФСБ России и проводит соответствующие проверки установленные настоящим Административным регламентом. По результатам проведенных проверок и согласований должностное лицо оформляет решение установленного образца.
В соответствии с пунктами 17.2, 17.7, 17.8 Административного регламента- материалы проверок, решение по заявлению гражданина и отрывная часть извещения о информировании заявителя подшиваются в дело.
Оригиналы документов, подтверждающие наличие оснований для отказа в рассмотрении заявления Долгова о приеме его в гражданство РФ, были предоставлены в суд первой инстанции вместе с делом №дсп «О приеме Долгова Ю.А. в гражданство РФ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 06 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Долгова А.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: