О взыскании суммы в счет возмещения вреда здоровью



Судья: Саломатин А.А. гр.д. № 33-4453

            

                 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи – Салдушкиной С.А.

судей – Желтышевой А.И., Марушко Л.А.

при секретаре – Егоровой Ю.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Робака МСЕременчук ЕД на решение Самарского районного суда г. Самары от 12 марта 2012 года, которым постановлено:

    «В удовлетворении исковых требований Робака МС к Военному комиссариату Самарской области о взыскании суммы в счет возмещения вреда здоровью отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., пояснения представителя Робак М.С.-Еременчук Е.Д. в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя Военного комиссариата Самарской области Сачковой Е.В. по доверенности, судебная коллегия

                 УСТАНОВИЛА:

    Робак М.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области о взыскании суммы в счет возмещения вреда здоровью, в обоснование заявленных требований указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию у ответчика.

    В период прохождения военной службы истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и с воинской службы уволен по болезни.     ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности, 40% потери профессиональной трудоспособности. Увечье связано с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

    Решением Самарского районного суда г. Самары от 07.12.1999г. удовлетворены исковые требования Робак М.С. к Военкомату о возложении на ответчика обязанности выплачивать истцу из средств федерального бюджета в счет возмещения вреда здоровью 864,15 рублей ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией при увеличении минимального размера оплаты труда.

    Истец указал, что при рассмотрении Самарским районным судом г. Самары вышеуказанного иска он не учел наличие у него права на повышение размера заработка на основании положений п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», которыми установлено, что в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне минимальной оплаты труда, заработок, из которого исчислен размер возмещения вреда, увеличивается: заработок ДД.ММ.ГГГГ в 7 раз, заработок ДД.ММ.ГГГГ в 6,7 раза и подлежит увеличению на пенсионные индексы.

    Полагая, что сумма выплаты в возмещение вреда здоровью в размере 864,15 рублей, назначенная на основании решения Самарского районного суда г. Самары от 07.12.1999г., в силу положений ч. 3 ст. 209 ГПК РФ подлежит пересмотру согласно вышеуказанным положениям Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992г. № 4214-1, истец просил суд взыскать единовременно с ответчика в свою пользу недополученную сумму возмещения вреда здоровью в размере 805 079,90 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Судом постановлено изложенное выше решение.

    В апелляционной жалобе представитель Робака М.С. – Еременчук Е.Д. просит решение суда отменить, вынести новое решение, ссылаясь на то, что судом рассмотрены требования об индексации назначенной суммы возмещения вреда, тогда как истцом заявлены требования об индексации заработка на пенсионные индексы за ДД.ММ.ГГГГ годы.

    Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

    Судом установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию у ответчика.

     В период прохождения военной службы истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и с воинской службы уволен по болезни.

    ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности, 40% потери профессиональной трудоспособности. Увечье связано с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

    Базовый Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 19 мая 1991 г. №1244-1 определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

    В соответствии с вышеуказанным Законом, гражданам Российской Федерации гарантируются установленные законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мёр социальной поддержки.

    Статьей 4 Закона определено, что социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая Законом.

    Меры социальной поддержки, предусмотренные законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Предусмотренные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 19 мая 1991 г. №1244-1 возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ).

    Определением Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 364-0 установлено, что положения части 3 статьи 3 Закона не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат,были установлены участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС на основании судебных решений.

    Пунктом 15 статьи 14 Базового Закона (в редакции Федерального Закона от 12 февраля 2002 г. № 5-ФЗ) установлено, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС определена инвалидам III группы в размере 1 000 рублей.

    Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 15 части первой данной статьи индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30.12.2001 года № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ).

    Судом установлено, что решением Самарского районного суда г. Самары от 07.12.1999г. удовлетворены исковые требования Робак М.С. к Самарскому областному военному комиссариату о возложении на ответчика обязанности выплачивать истцу из средств федерального бюджета в счет возмещения вреда здоровью 864,15 рублей ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией при увеличении минимального размера оплаты труда.

    В последующем, на основании решения Самарского районного суда г. Самары от 31.08.2004г. Робаку М.С. была выплачена образовавшаяся задолженность по недополученной единовременной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 89 996 рублей 30 копеек, исходя из денежного довольствия, на основании Постановления Правительства РФ от 24.08.02 г. № 629, то есть сумма, установленная на основании решения суда от 07.12.1999г., была проиндексирована и задолженность ответчика по данной сумме уже была взыскана решением суда, вступившим в законную силу.     Также решением Самарского районного суда г. Самары от 12.07.2005г. истцу назначена ежемесячная выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 3 084 рубля 50 копеек, то есть первоначально назначенная сумма уже была проиндексирована.

    По мнению истца, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в связи с инфляцией утратила свою покупательскую способность, что привело к причинению истцу имущественного ущерба.

    Однако, суммы в возмещение вреда здоровью, присужденные на основании вступивших в законную силу судебных актов, оказались выше, чем суммы, выплаченные в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех изменений, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что несвоевременная индексация ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью не привела к причинению истцу имущественного ущерба.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №847, от 7 мая 2005 г. №292, от 25 апреля 2006 г. №246, от 21 марта 2007 г. № 171, от 17 марта 2008 г. № 181 утверждены правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годах размеров компенсаций и иных выплат на Чернобыльской АЭС.

    Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. №1799-1, предусматривавший использование индекса потребительских цен для защиты от инфляции денежных доходов и сбережений граждан с 1 марта 2005 г. утратил силу (п. 5, ст. 156 Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г.), а ныне действующее законодательство, в том числе Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 19 мая 1991 г. №1244-1, предусматривающий механизм защиты от инфляции сумм возмещения вреда, выплачиваемых инвалидам - чернобыльцам, индексацию этих сумм с применением индекса потребительских цен не предусматривает.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении №35 от 14 декабря 2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в пункте 16 указал, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации назначенных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.

    Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 21-П от 20.12.2010г. №21 «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина, разъяснил порядок выплаты гражданам из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы (бывших военнослужащих) возмещения вреда из денежного довольствия.

    Суд пришел к правильному выводу о том, что какой-либо задержки в выплате сумм в возмещение вреда здоровью истца не установлено, первоначально размер компенсации вреда здоровью истцу был назначен на основании вступившего в законную силу судебного акта, размер компенсации индексировался, образовавшаяся задолженность была взыскана судебными решениями.

    Суд обоснованно указал, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения ч. 3 ст. 209 ГПК РФ, согласно которым в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей, поскольку на момент вынесения решения об установлении размера суммы в возмещение вреда здоровью 07.12.1999г. Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» вступило в законную силу, однако истцом при определении своих исковых требования заработок исчислялся без учета соответствующих повышений, установленных поименованным нормативно-правовым актом.

    Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, на которые истец ссылается в своем иске, новыми не являю    тся, в связи с чем обоснованно отказал Робаку М.С. в удовлетворении его иска.

    Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы не обоснованны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 12 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Робака МСЕременчук ЕД – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: