Оспаривание отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка.



Судья Колояров И.Ю. гр. дело № 33- 4874 / 2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2012 года г. Самара

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе: председательствующего: Акининой О.А.,

судей: Хаировой А.Х., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре Зверевой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Кагана С.Л. на решение Промышленного районного суда г.Самары от 04 апреля 2012 года, которым постановлено:

« В удовлетворении заявления Кагана С.Л. отказать ».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Блинкова А.В. (представителя Кагана С.Л.) в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения Сметаниной А.А. (представителя Министерства имущественных отношений по Самарской области),

суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Заявитель- Каган С.Л. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных отношений по Самарской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 760 кв.м., бесплатно в собственность, для целей, не связанных со строительством (под садоводство).

ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Кагану С.Л. в представлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.1005г. № 94 - ГД «О земле», указав, что действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории не определены, предоставление земельного участка не представляется возможным.

Заявитель утверждает, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области является незаконным, не соответствует Конституции Российской Федерации, Земельному Кодексу Российской Федерации, Закону Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» и нарушает его право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Заявитель просил суд: -признать незаконным вышеуказанный отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ /нс, - обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 10 дней направить в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения данного земельного участка.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе представителем Кагана С.Л. ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об удовлетворении заявления по тем основаниям, что судом первой инстанции не учтены требования ст. 9 Закона Самарской области от «О земле».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены решения суда.

Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Закона Самарской области от 11.03.1005 г. № 94 - ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах норм, установленных законом Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Согласно части 4 статьи 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. указанного Порядка …, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством подают заявления по форме, указанной в Приложении №1 к Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2.4. Порядка …, при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство имущественных отношений по Самарской области направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.

При выявлении препятствий для предоставления земельного участка Министерство … в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления (абзац 4 пункта 2.4. Порядка).

На основании ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе земель населенных пунктов могут использоваться только в соответствии с предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки.

В соответствии с п.8 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ, правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61, настоящие Правила, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, вводят в городе Самаре систему регулирования застройки и землепользования, которая основана на правовом зонировании - делении всей территории в границах городской черты на зоны с установлением для каждой из них градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих зон.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из материалов дела следует, с 01 июля 2006 года на Министерство имущественных отношений по Самарской области возложены полномочия по распоряжению в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, что подтверждается Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара».

    Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах, что подтверждается Постановлением Главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 года № 2340.

    ДД.ММ.ГГГГ Каган С.Л. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 760 кв.м., бесплатно в собственность, для целей, не связанных со строительством (под садоводство).

ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Кагану С.Л. в представлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Основанием для отказа Кагану С.Л. в представлении в собственность испрашиваемого земельного участка послужило то, что действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории заявителя не определены.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый Каганом С.Л. отказ Министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ является правомерным.

Так, по сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № , в действующих Правилах застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории земельного участка заявителя не определены.

Таким образом, назначение (разрешенное использование) испрашиваемого заявителем земельного участка не определено.

На основании вышеприведенных норм закона, при наличии указанных обстоятельств, суд обоснованно признал, что предоставление земельного участка в собственность в пределах рассматриваемой территории в соответствии со статьей 9 Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле» Кагану С.Л. не представляется возможным, поскольку назначение земельного участка (его разрешенное использование) должно отвечать заявленной цели использования.

Проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд обоснованно признал, что не имеется нарушений прав и законных интересов заявителя Кагана С.Л. со стороны Министерства имущественных отношений по Самарской области, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявления.

Доводы апелляционной жалобы представителя Кагана С.Л. о том, что Законом Самарской области в статью 9 Закона Самарской области «О земле», внесены изменения, согласно которым, до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случаях, предусмотренных настоящей частью, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку в городе Самаре с 2001 года действуют утвержденные Правила застройки и землепользования, в связи с чем, Каган С.Л. не лишен права обратиться в соответствующие органы местного самоуправления с вопросом об установлении разрешенного вида использования испрашиваемого земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы представителя Кагана С.Л. о том, что испрашиваемый земельный участок входит в земельный участок, предоставленный под садоводство садоводческому некоммерческому товариществу <данные изъяты>», что Каган С.Л. является членом этого СНТ, не имеет правового значения при разрешении данного дела об оспаривании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного без ссылки на <данные изъяты>» и на членство Кагана С.Л. в <данные изъяты>».

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:



Решение Промышленного районного суда г.Самары от 04 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Кагана С.Л. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи