Судья: Полянский А.Ю. гр.д. № 33-5523
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи – Салдушкиной С.А.
судей – Желтышевой А.И., Минеевой О.Г.
при секретаре – Зверевой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Шигонский Самарской области на решение Шигонского районного суда Самарской области от 23 апреля 2012 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области предоставить Тимакову ДН социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения за счет финансовых средств, выделенных для осуществления данных государственных полномочий из областного бюджета».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шигонского района обратился в суд в интересах Тимакова Д.Н. с иском к администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании обеспечить его жилым помещением (предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения).
В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Тимаков Д.Н. постановлением главы Администрации муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты).
Тимаков Д.Н. должен быть обеспечен ответчиком за счет предоставления субвенций из областного бюджета вне очереди жилым помещением по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», а при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования муниципального образования ему должна быть предоставлена социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
Однако до настоящего времени ответчиком истцу жилое помещение по договору социального найма предоставлено не было, социальная выплата на приобретение жилья также не выделялась.
ДД.ММ.ГГГГ Тимаков Д.Н. обратился в прокуратуру с просьбой об обращении в суд за защитой его нарушенных жилищных прав, в связи с чем прокурор обратился в суд и просил обязать ответчика (с учетом уточнений) предоставить Тимакову Д.Н. социальную выплату на строительство или приобретение жилья за счет средств областного бюджета.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Шигонский Самарской области просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на недостаточность денежных средств в областном бюджете для социальной выплаты на приобретение жилья Тимакову Д.Н.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО2 заочным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, что подтверждается материалами дела.
В ДД.ММ.ГГГГ он окончил обучение в образовательном учреждении - средней школе, что подтверждается копией аттестата, затем поступил в среднее специальное учебное заведение, из которого был отчислен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией приказа.
Также судом установлено, что жилого помещения истец не имеет.
Жилой дом, расположенный в <адрес>, в котором он ранее проживал и был зарегистрирован, сгорел ДД.ММ.ГГГГ, не пригоден для проживания, что подтверждено копией справки МЧС от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что по заявлению истца постановлением главы Администрации муниципального района Шигонский № от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма (социальной выплате), с ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, социальная выплата ему не предоставлена, что не оспаривалось сторонами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 настоящего Закона (33 кв.м. общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем). При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области указанным гражданам в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 года №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, на патронатном воспитании, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 2 данного Закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны:
осуществлять государственные полномочия в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов;
использовать финансовые средства и материальные ресурсы, выделенные для осуществления государственных полномочий, по целевому назначению.
Статьей 3 указанного Закона предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны
-обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий;
-предусматривать при формировании областного бюджета на очередной финансовый год субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий.
Согласно ст.4 данного Закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно ст. 10 Закона его положения, предусматривающие наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии предоставления данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.
Аналогичные нормы предусмотрены Законом Самарской области от 05.03.2005 года №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».
Согласно пунктам 1.2, 1.4, 3.1, 3.2, 3.3, 5.3, 5.4, 5.5 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
Учет, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с настоящим Порядком.
Уполномоченные органы ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования исходя из даты обращения о постановке на учет по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Указанные списки уполномоченные органы не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.
На основании решения уполномоченного органа средства областного бюджета направляются на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальных выплат на приобретение жилого помещения площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной соответствующим муниципальным образованием, а также на строительство жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого помещения.
В случае приобретения жилого помещения или участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома средства, поступившие на счет уполномоченного органа на предоставление социальной выплаты, перечисляются продавцу или застройщику по договору купли-продажи или договору участия в долевом строительстве жилья в пределах величины размера социальной выплаты, но не выше размера стоимости жилого помещения.
Средства перечисляются в безналичном порядке на расчетный счет продавца жилого помещения или застройщика после регистрации соответствующего договора в органе, уполномоченном осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение семи рабочих дней.
Приобретаемое жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным и пригодным для постоянного проживания граждан.
Законом Самарской области от 05.12.2011 года № 127-ГД «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» в областной бюджет на 2012 года заложены средства в сумме 260.000.000 рублей на исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями сирот, в том числе в сумме 611.000 рублей для муниципального района Шигонский.
Согласно ст. 36 Устава муниципального района Шигонский в компетенцию районной администрации входит, в частности, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления района.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация района исполняет государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жильем только за счет средств областного бюджета, которые в части обеспечения жилым помещением истца в бюджет района не поступали, суд обоснованно не принял во внимание. Судом установлено, что истец имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением либо получение социальной выплаты, которое не ставится в зависимость от наличия в бюджете средств.
При этом осуществление соответствующих государственных полномочий по обеспечению его жилым помещением возложено законодательством именно на ответчика.
Доводы ответчика о том, что обеспечение истца жилым помещением либо социальной выплатой до обеспечения других граждан из той же льготной категории, вставших на учет раньше его, будет ущемлять их права, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.
Так, часть 2 статьи 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), а также от времени включения в список внеочередников.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории гражданам должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Суд обоснованно указал, что факт формирования органом местного самоуправления списка внеочередников не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по указанному списку.
Кроме того, право истца на внеочередное получение жилого помещения ответчиком не оспаривается.
Согласно справке КУМИ свободных жилых помещений ответчик не имеет, предоставление жилого помещения истцу в натуре невозможно.
Истец выразил согласие на улучшение жилищных условий путем предоставления ему социальной выплаты.
В связи с изложенным, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Тимакова Д.Н. о предоставлении Тимакову Д.Н. социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет финансовых средств, выделенных для осуществления данных государственных полномочий из областного бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности денежных средств в областном бюджете для предоставления Тимакову Д.Н. социальной выплаты не могут быть приняты во внимание, т.к. обязанность по предоставлению жилья либо социальных выплат на его приобретение законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шингонского районного суда Самарской области от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального района Шигонский Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: