О возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения



Судья Бачерова Т.В. гр. дело № 33 - 9705/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Книстяпиной Н.А.

Судей: Салдушкиной С.А., Бочкова Л.Б.

При секретаре: Поваровой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации МР Пестравский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 21 августа 2012 года, которым постановлено:

«Удовлетворить исковые требования прокурора Пестравского района Самарской области.

Обязать администрацию муниципального района Пестравский Самарской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату за счёт средств местного бюджета, формируемых за счет поступающих субвенций из областного бюджета, на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пестравского района Самарской области, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации муниципального района Пестравский об обязании предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.

В обоснование заявления ссылался на то, проведенной прокуратурой Пестравского района в ДД.ММ.ГГГГ проверкой соблюдения администрацией муниципального района Пестравский жилищного законодательства, а именно прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилья установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в администрации МР Пестравский Самарской области в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

В нарушение норм действующего законодательства жилье администрацией МР Пестравский ФИО1 до настоящего времени не представлено.

Обращение в суд с данным исковым заявлением обусловлено тем, что бездействие администрации МР Пестравский повлекло за собой нарушение законных прав и интересов ФИО1 в сфере законодательства о защите семьи, материнства, отцовства и детства, нарушение жилищных прав ФИО1, а также его обращение в органы прокуратуры с просьбой о защите нарушенных прав в судебном порядке.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, с учетом уточненных исковых требований, прокурор Пестравского района Самарской области просил суд обязать администрацию муниципального района Пестравский Самарской области предоставить ФИО1 социальную выплату за счёт средств местного бюджета, формируемых за счет поступающих субвенций из областного бюджета, на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации МР Пестравский Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.

В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривает.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 7 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее Закон).

В силу ст.4 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

На основании пунктов 4, 5 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области №-77 ГД от 05.03.2005 г. «О наделении органом местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» (далее Закон Самарской области).Согласно ст. 3 Закона Самарской области государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.

В ст. 2 Закона Самарской области от 07.07.2005 г. №-152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые существляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. №-87 ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закон Самарской области от 11.07.2006 г. № 87 ГД) обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:

-субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;

-субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно пункту 3.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.

Пунктом 5.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421, при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом в соответствии с пунктами 5.4-5.6 названного Порядка.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать лишена родительских прав, отца нет, ребенок рожден вне брака, в ДД.ММ.ГГГГ над ребенком была учреждена опека. В настоящее время ФИО1 зарегистрирован в <адрес>.

Постановлением Главы муниципального района Пестравский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, улучшении жилищных условий, и включен в список отдельной категории граждан «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа».

Ранее ФИО1 проходил обучение в ГОУ среднего профессионального образования <данные изъяты>, обучение окончил ДД.ММ.ГГГГ.

Из Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО на объекты недвижимого имущества.

Согласно справке ГУП «ЦТИ» Красноармейский филиал, ФИО1 строений и приватизированного жилья в <адрес> не имеет, не использовал своего права на бесплатную приватизацию в <адрес> и не является собственником жилья по договору передачи (приватизации) жилья в собственность.

Вышеизложенное свидетельствует том, за ФИО1 жилого помещения не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет. До настоящего времени социальная выплата на приобретение жилья ему не предоставлена.

При таких обстоятельствах, изучив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом вышеизложенных правовых норм, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора Пестравского района Самарской области об обязании администрации МР Пестравский Самарской области предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства, подлежат удовлетворению.

Доводы об отсутствии запланированных денежных средств на ФИО1 на текущий год, не могут служить основанием к отмене судебного решения или освобождению ответчика от обязанности по исполнению требования закона в части обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан.

Судебная коллегия полагает, что решение является законным и обоснованным, оснований к отмене не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 21 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.

Председательствующий –

Судьи: