Судья: Морозова Л.Н. гр. дело № 33-2606/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«22» марта 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Ермаковой Е.И.
Судей – Никоновой О.И. и Лазаревой М.А.,
с участием прокурора: Гуляевой Е.С.
при секретаре: Кондратьево й О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 января 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах Тужилиной С.А. - удовлетворить.
Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Тужилиной С.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счет средств бюджета <адрес>».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Тужилиной С.А. к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Тужилина С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления она была включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по <адрес>, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади Администрации г.о. Самара.
Поскольку до настоящего времени жилое помещение Тужилиной С.А. не предоставлено, прокурор просил обязать Главу г.о. Самары, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Тужилиной С.А. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета <адрес>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара в лице представителя Михеевой Е.Я. просит отменить решение суда, и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывают на то, что при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, были нарушены нормы процессуального права, а также материального права. Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В судебном заседании Тужилина С.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы Департамента управления имуществом г.о., считает решение суда первой инстанции правильным.
Представители Департамента управления имуществом г.о. Самары, Администрации г.о. Самары, Главы городского округа Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Рассмотрев дело в порядке главы 39 ГПК РФ, проверив доводы заявителя жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Статьей 40 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу пункта 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
На основании ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.Согласно положениям постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
В соответствии со ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области «Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».
Из материалов дела следует, что Тужилина С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетней Тужилиной С.А. (л.д.№).
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители Тужилиной С.А.- ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав. Тужилина С.А. передана на воспитание опекуну ФИО1 (л.д.№).
На основании заявления Тужилиной С.А. распоряжением Первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № она была включена в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. В указанном списке Тужилина С.А. значится под номером №. Данные обстоятельства ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Тужилиной С.А. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>, ей не выделялась. Жилого помещения Тужилина С.А. на праве собственности не имеет.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод об удовлетворении требования прокурора, о предоставлении Тужилиной С.А. единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте <адрес>.
При этом судом первой инстанции правильно установлены полномочия ответчиков, по предоставлению социальной выплаты.
Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115- ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области.
В силу статьи 22 Устава г.о. Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 06.08.2009) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; администрация г.о. Самара - исполнительно - распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
В соответствии с Уставом г.о.Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета <адрес> детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей свои полномочия, в пределах наделенной компетенцией осуществляют Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Таким образом, привлечение Главы г.о. Самара, Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара по данному делу в качестве ответчиков и возложение на них обязанности по предоставлению социальной выплаты является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным выше.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи: