Судья: Богатырев О.Н. № 33-2913/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Бочкова Л.Б., Книстяпиной Н.А.
При секретаре Тимагине Е.А.
С участием прокурора Шабановой Ю.Н.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Гафуровой Г.Х. – Аитовой М.М. на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 07.02.2012 г., которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления прокурора Челно-Вершинского района Самарской области, действующего в интересах Гафуровой Г.Х., о признании незаконным постановления администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 21.03.2011г. №213 «Об учёте граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий на территории муниципального района Челно-Вершинский Самарской области», обязании поставить Гафурову Г.Х., 08.01.1929г. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как члена семьи участника Великой Отечественной войны - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., возражения на апелляционную жалобу представителя администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области Сергеевой Н.В., заключение прокурора Шабановой Ю.Н. полагавшей решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Челно-Вершинского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Гафуровой Г.Х. о признании незаконным постановления администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 21.03.2011г. №213 «Об учёте граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий на территории муниципального района Челно-Вершинский Самарской области», обязании поставить Гафурову Г.Х. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как члена семьи участника Великой Отечественной войны.
В заявлении указал, что входе проведённой проверки исполнения органом местного самоуправления муниципального района Челно-Вершинский требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории и признанных нуждающимися в жилых помещениях, было выявлено ненадлежащее исполнение требований данного законодательства в отношении Гафуровой Г.Х., которая самостоятельно за защитой своих прав обратиться в суд не может. Указано, что Гафурова Г.Х., 08.01.1929 г.р., является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, и имеет жилье непригодное для проживания. 10.03.2011г. Гафурова Г.Х. обратилась с заявлением о включении её в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в жилищную комиссию при администрации муниципального района.
Постановлением администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 21.03.2011г. №213 Гафуровой Г.Х. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Прокурор считает вышеуказанное постановление незаконным, поскольку в силу положений жилищного законодательства и законодательства о ветеранах Гафурова Г.Х. имеет право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указано, что 10.02.2011г. межведомственной комиссией при администрации района обследовано помещение, которое находится в собственности Гафуровой Г.Х. и признано пригодным для проживания.
Вместе с тем, в исковом заявлении указано, что данное помещение имеет серьезные недостатки, находится в неудовлетворительном состоянии, непригодным для проживания пожилого человека.
Учитывая изложенное, и отсутствие в собственности Гафуровой Г.Х. иного жилого помещения, прокурор полагает, что она нуждается в улучшении жилищных условий.
Прокурор просил суд признать постановление администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 21.03.2011г. №213 незаконным, обязать администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области поставить на учет Гафурову Г.Х., 08.01.1929г.р., как члена семьи участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Гафуровой Г.Х. – Аитова М.М. просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что износ жилого дома по адресу: <адрес> составляет 67 %, в связи с чем, он является непригодным для проживания.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьями 254, 255 ГПК РФ в суде возможно оспаривание решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, в случае нарушения им права и свобод человека и гражданина. К решениям органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод.
На основании части 3 статьи 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Данный Указ Президента Российской Федерации направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане являющиеся собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) в соответствии с пунктом 4 и пунктом 5 статьи 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
Пунктом 11 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации. Данные граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан, вставших на учет после 01.01.2005г., осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункта 3 части 1 статьи 3 Закона Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и.. .являющиеся собственниками жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона.
В силу статьи 4 данного Закона в <адрес> в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.Из материалов дела усматривается, что Гафурова Г.Х., 08.01.1929г. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны ФИО1
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 11.03.2011г. №5, утвержденным постановлением администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 21.03.2011г. №213, Гафуровой Г.Х. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку не представлены документы, подтверждающие право состоять на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании прокурор и представитель истца ссылаются на то, что жилое помещение, принадлежащее Гафуровой Г.Х. не пригодно для проживания, иного жилья она в собственности не имеет, в связи с чем, является нуждающейся в жилых помещениях.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Постановлением администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 18.01.2011г. №20 утвержден состав межведомственной комиссии муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также утверждено положение о данной комиссии.
Согласно пункту 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В силу положений пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что Гафурова Г.Х. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 88,1 кв.м.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 10.02.2011г. №144, принятым по результатам рассмотрения технического паспорта, обследования строительных конструкций и на основании акта межведомственной комиссии от 10.02.2011г. №144, указанный дом является пригодным для проживания.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что на момент принятия решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 11.03.2011г. №5, утвержденного постановлением администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 21.03.2011г. №213, Гафурова Г.Х. имела в собственности жилое помещение не признанное не пригодным для проживания, и была обеспечена жилым помещением в размере выше учётной нормы для вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
Кроме того, по требованию прокуратуры межведомственной комиссией было проведено повторное обследование жилого помещения принадлежащего Гафуровой Г.Х., составлен акт и заключение от 16.08.2011г., согласно которому жилой дом по адресу: <адрес>, пригоден для проживания.
Вышеуказанное заключение не оспорено и не признано недействительным в установленном порядке.
Доводы прокурора и представителя Гафуровой Г.Х. - Аитовой М.М. о непригодности принадлежащего Гафуровой Г.Х. жилого дома для проживания, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку они опровергаются указанными выше обстоятельствами и не подтверждаются надлежащими доказательствами.
Кроме того, представителем администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в судебном заседании указано на возможность выделения денежных средств на проведение ремонтных работ в доме, принадлежащем Гафуровой Г.Х., по итогам рассмотрения соответствующего обращения.
Общая площадь принадлежащего Гафурова Г.Х. жилого помещения составляет 88,1 кв.м, соответственно норма обеспеченности её жилым помещением на одного человека выше учётной для вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
Довод представителя Гафуровой Г.Х. - Аитовой М.М. о том, что Гафурова Г.Х. не способна проживать в принадлежащем ей доме по состоянию здоровья, суд правильно посчитал несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для признания её нуждающейся в улучшении жилого помещения, равно как и ссылка на невозможность проведения в принадлежащем ей доме ремонта.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что основания для признания Гафуровой Г.Х. нуждающейся в улучшении жилого помещения на территории муниципального района Челно-Вершинский Самарской области отсутствуют, в связи с чем, исковые требования прокурора Челно-Вершинского района Самарской области, действующего в интересах Гафуровой Г.Х., о признании незаконным постановления администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 21.03.2011г. №213 «Об учёте граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий на территории муниципального района Челно-Вершинский Самарской области», обязанности поставить Гафурову Г.Х., 08.01.1929 г. рождения на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как члена семьи участника Великой Отечественной войны удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что износ жилого дома по адресу: <адрес> составляет 67 %, в связи с чем, он является непригодным для проживания не могут служить основанием к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
При этом, с ходатайством об отложении дела или об истребовании доказательств, подтверждающих доводы заявителя, сторона истца не обращалась.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Таким образом, ссылка представителя Гафуровой Г.Х. – Аитовой М.М. на приложенное к апелляционной жалобе заключение ООО «Реал Прайс», не может быть принята во внимание, поскольку она не указала причин невозможности предоставления указного документа в рамках рассмотрения спорного вопроса в суде первой инстанции, и не представила доказательств, подтверждающих данные причины.
Кроме того, заключение ООО «Реал Прайс» для рассмотрения настоящего спора не имеет правого значения, поскольку акт обследования помещения Гафуровой Г.Х. от 10.02.2011 г. и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от 10.02.2011 г. (л.д.35,36) не признаны незаконными в установленном Законе порядке.
Решение суда является законным и обоснованным и правовых оснований для его отмены в данном случае не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 07.02.2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Гафуровой Г.Х. – Аитовой М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: