Судья: Батманова И.А. гр.д. № 33-2914/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2012 года, суд апелляционной инстанции в составе судей Самарского областного суда:
Председательствующего –Елистратовой Е.В.
Судей: Книстяпиной Н.А., Бочкова Л.Б.
При секретаре Тимагине Е.А.
С участием прокурора Шабановой Ю.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 13.02.2012 года, которым постановлено:
«Признать бездействие администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, администрации сельского поселения Красный Строитель муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер по устранению нарушений требований федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления на территории села Зубовка в части, касающейся организации бесперебойного водоснабжения надлежащего качества в с.Зубовка муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, незаконным.
Возложить на администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области и администрацию сельского поселения Красный Строитель муниципального района Челно-Вершинский Самарской области бязанности организовать бесперебойное водоснабжение надлежащего качества в с.Зубовка муниципального района Челно- Вершинский Самарской области ».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бочкова Л.Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Челно-Вершинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, администрации сельского поселения Красный Строитель муниципального района Челно-Вершинский о признании бездействия администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, администрации сельского поселения Красный Строитель муниципального района Челно-Вершинский по непринятию мер по устранению нарушений требований федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления на территории села Зубовка незаконным и возложении на администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области обязанности организовать бесперебойное водоснабжение надлежащего качества в с.Зубовка муниципального района Челно-ВершинскЧелно ий Самарской области. Указывая в иске, что в результате проведённой проверки было установлено, что в селе Зубовка муниципального района Челно-Вершинский холодная питьевая вода подаётся с сверхнормативными перерывами (повремённо на две стороны села). Так же установлено, что имеются неисправности водозаборных колонок, уличных сетей водоснабжения, напор воды не соответствует нормативам. Данные обстоятельства приводят к существенному нарушению прав граждан.
После уточнения исковых требований прокурор просил: - 1). Признать бездействие администрации муниципального района Челно- Вершинский Самарской области, администрации сельского поселения Красный Строитель муниципального района Челно-Вершинский по непринятию мер по устранению нарушений требований федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части, касающейся организации бесперебойного водоснабжения надлежащего качества в с.Зубовка муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, незаконным. 2). Возложить на администрацию муниципального района Челно- Вершинский Самарской области и администрацию сельского поселения Красный Строитель муниципального района Челно-Вершинский Самарской области обязанность организовать бесперебойное водоснабжение надлежащего качества в с.Зубовка муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое, в своей апелляционной жалобе Администрация муниципального района Челно – Вершинский Самарской области просит отменить в части обязывающий их совершить указанные действия. Заявитель считает, что обжалуемое решение вынесено с нарушением норм материального права. Суд пришёл к необоснованному выводу о неправомерном бездействии ответчика. Администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области полагает, что ими предприняты все необходимые действия для исправления ситуации с водоснабжением села. Кроме того в силу Закона «Общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - ст.ст. 14,15 организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения является вопросом местного значения сельского поселения, а не муниципального района. Таким образом, по мнению заявителя, суд своим решением возложил на Администрацию района обязанность, которая не отнесена к её ведению законом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрация муниципального района Челно–Вершинский Самарской области С. исковые требования прокурора не признала, доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, касающихся возложение обязанности на Администрацию муниципального района. Дополнительно пояснила, что суд возложил на ответчика обязанность, исполнение которой не обеспечено денежными средствами, что приведёт к нарушению бюджетного законодательства. Кроме того данная обязанность на ответчика не возложена законом, соответственно решение суда не соответствует закону и подлежит отмене.
Представитель Администрации сельского поселения Красный строитель Муниципального района Челно – Вершинский Самарской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Прокурор полагала решение законным и обоснованным, просила решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав явившиеся стороны, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения обжалуемого решения, считая его правильным.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов, дела усматривается, что в ноябре 2011года, Н. и другие жители с.Зубовка м.р. Челно-Вершинский обратились с заявлением с просьбой оказать помощь в восстановлении водоснабжения в с.Зубовка.
Из имеющегося в материалах дела Акта проверки надлежащего предоставления жилищно-коммунальных услуг в с.Зубовка от 18.01.2012 года, проведенной прокуратурой района совместно с консультантом Северо-Восточного управления контроля за сохранностью жилищного фонда Самарской области К. в присутствии директора муниципального унитарного предприятия «Меркурий» сельского поселения Красный Строитель, муниципального района Челно- Вершинский Самарской области Б. усматривается, что выявлены существенные нарушения правил предоставления коммунальных услуг гражданам, а именно сверхнормативные перерывы в предоставлении услуг холодного водоснабжения потребителям (в с. Зубовка вода подается попеременно на две стороны села Зубовка, один день -южная сторона, второй день - северная сторона, также на северной части села есть участки в которых вода отсутствует); Неисправность водозаборных колонок: Неисправность уличных сетей водоснабжения; Отсутствие нормативного напора в сети у водозаборных колонок (менее 0,1 МПа).
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, "коммунальные услуги" - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. П.9 названных правил при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Потребитель имеет право получать услуги надлежащего качества (п.51 Правил)
Данные обстоятельства сторонами не оспаривалось и обоснованно признано судом бесспорно установленными
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п.п. 1,3 ст. 19 указанного Закона).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-. тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. П.4 ч.1 ст. 15 названного закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро – и газоснабжения поселений.
Между тем довод апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно была возложена обязанность по обеспечению водоснабжение села на администрацию муниципального района, как не соответствующий указанным нормам закона, не может быть принят во внимание.
В соответствии с п. 4 ст. 15 указанного закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что соглашением № 18 от 19.07.2010 г., заключенного между администрацией сельского поселения Красный Строитель муниципального района Челно-Вершинский Самарской области и администрацией муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, полномочия поселения по решению вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством, а именно восстановление системы водоснабжения в с. Зубовка муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, передано администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.
В соответствии с соглашением о передаче осуществления части полномочий по вопросу организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом от 04.08.2010 г., заключенного между администрацией сельского поселения Красный Строитель муниципального района Челно-Вершинский Самарской области и администрацией муниципального района Челно- Вершинский Самарской области с другой стороны, полномочия поселения по решению вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством, а именно организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, переданы администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось что в 2008 году администрация м.р. Челно-Вершинский подавала в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области бюджетную заявку на включение в список строек и объектов водоснабжения, подлежащих финансированию в 2008 году за счет средств областного бюджета, ряда объектов, расположенных на территории Челно- Вершинского района. В частности была подана бюджетная заявка на проектирование, строительство и реконструкцию водопроводных сетей в селах м.р. Челно-Вершинский, в том числе и в с.Зубовка м.р. Челно-Вершинский, были представлены иные необходимые документы. В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 15.07.20 Югода «Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Самарской области в целях предоставления субсидий бюджетам городских округов и поселений Самарской области на софинансирование проведения первоочередных мероприятий по обеспечению муниципальных образований Самарской области питьевой водой в условиях маловодья 20 Югода» для восстановления системы водоснабжения в с.Зубовка м.р. Челно-Вершинский было получено 3 296 700 рублей из областного бюджета.
Так же установлено, что Администрацией м.р. Челно-Вершинский был заключен муниципальный контракт № от 20.07.2010года с ООО «Сети» на выполнение работ по восстановления системы водоснабжения в с.Зубовка м.р. Челно-Вершинский на общую сумму 3 296 700 рублей. Летом 2010 года часть работ была выполнена, ООО «Сети» деньги получены. 01.10.2010 года ООО «Сети» было выдано гарантийное письмо, в соответствии с которым оно обязалось исполнить обязательства по муниципальному контракту до 21.05.2011 года.
Между тем судом было установлено, что ООО «Сети» не исполнило все взятые на себя обязательства по муниципальному контракту № от 20.07.2010 года. До настоящего времени ООО «Сети» не выполнены работы по сносу старой водонапорной башни, по ограждению территории водонапорной башни и скважины, установке автоматических средств регулирования подачи воды и другие.
Суд пришёл к правильному и обоснованному выводу, что администрацией муниципального района Челно-Вершинский не совершались должных действий по побуждению ООО «Сети» выполнить взятые на себя обязательства по муниципальному контракту № от 20.07.2011 года по восстановлению водоснабжения в с.Зубовка, а именно выполнить работы по сносу старой водонапорной башни, по ограждению территории водонапорной башни и скважины, установке автоматических средств регулирования подачи воды и другие.
При этом судом в решении дана надлежащая оценка доводам ответчика, и суд пришёл к обоснованному выводу, что ответчиком в соответствии с ст. 56 ГПК РФ не было представлено доказательств опровергающих довод прокурора о неправомерном бездействии ответчика. В частности ответчиком было представлено лишь одно письмо МУ «Управление по строительству администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области» от 10 февраля 2012 года (Исх. №20 от 10.02.2012года) в адрес руководителя ООО «Сети». Согласно этому письму до настоящего времени ООО «Сети» не выполнены взятые на себя обязательства по муниципальному контракту № от 20.07.20 Югода по восстановлению водоснабжения в с.Зубовка.
Кроме того судом было установлено, что что в 2010 году администрация м.р. Челно-Вершинский подавала в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области бюджетную заявку на включение в список строек и объектов водоснабжения, подлежащих финансированию в 2010 году за счет средств областного бюджета, ряда объектов, расположенных на территории Челно-Вершинского района. В частности была подана бюджетная заявка на проектирование, строительство и реконструкцию водопроводных сетей в селах м.р. Челно-Вершинский, в том числе и в с.Зубовка м.р. Челно-Вершинский, были представлены иные необходимые документы для включения в областную программу «Чистая вода». Однако, в 2010году средства из бюджета Самарской области поступили на проектирование, строительство и реконструкцию водопроводных сетей только в селах Девлезеркино, Каменный Брод и Сиделькино м.р. Челно-Вершинский. Доказательств того, что в 2011 году администрация м.р. Челно- Вершинский подавала в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области бюджетную заявку на включение в список строек и объектов водоснабжения, подлежащих финансированию в 2011 году за счет средств областного бюджета, объектов, расположенных в с.Зубовка Челно-Вершинского района, представлено не было.
Из анализа указанных письменных доказательств суд сделал обоснованный вывод о том, что администрацией муниципального района Челно-Вершинский не было предпринято должных действий, направленных на восстановление системы водоснабжения в с.Зубовка м.р. Челно-Вершинский (строительство, ремонт, реконструкцию водопроводных сетей в с.Зубовка) после июля 2011 года.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки данных вывода суда, считая их правильными.
Так же суд обосновано не принял во внимание довод ответчика об их участии в помощи администрации сельского поселения по ликвидации прорывов в системе водоснабжения. Данные работы являются текущими и прямо не относятся к предмету заявленных прокурором требований.
Довод представителя муниципального района о том, что срок вышеуказанных соглашений о передаче полномочий истёк, а новых соглашений на другие периоды заключено не было, так же не может быть учтён, поскольку установлено, что работы по контракту не исполнены в полном объёме. Администрация муниципального района Челно-Вершинский и сельского поселения Красный Строитель муниципального района Челно-Вершинский обязаны, как органы местного самоуправления обязаны обеспечить исполнение указанного контакта в полном объёме и в надлежащем качестве, в интересах населения муниципального района, что, как установлено судом, ими не было сделано. В связи с этим суд правильно возложил обязанность по водоснабжению села на обоих ответчиков.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, по вышеизложенным основаниям. Судом правильно установлены юридические значимые обстоятельства по делу, которые подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, решение суда соответствует требованиям ст. ст. 195, 198 ГПК РФ, нарушений норм материального или процессуального права влекущих отмену решения судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 13.02.2012 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи