О возложении обязанности предоставления социальной выплаты для приобретения жилья



Судья: Попов В.В.                             Дело № 33-3183

                    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    04 апреля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Шуликиной С.М.

Судей Занкиной Е.П, Пискуновой М.В.

При секретаре Тимагине Е.А.,

С участием прокурора Гуляевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Кинель-Черкасского района Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13.02.2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить, обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Вязовкиной В А ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета учетной нормы 33 кв.м. за счет средств бюджета Самарской области».

Заслушав доклад судьи Пискуновой М.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия

                УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Вязовкиной В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд (с учетом принятых судом уточнений) с требованием об обязании Администрации м.р. Кинель-Черкасский предоставить Вязовкиной В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение либо выделить денежные средства из расчета 33 кв.м общей площади на приобретение жилого помещения.

В обоснование требований в исковом заявлении указано, что прокуратурой Кинель-Черкасского района проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях, по результатам которой установлено, что Вязовкина В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения осталась без попечения родителей, собственного жилья не имеет, состоит на учете на предоставление жилья, однако до настоящего времени ей жилье не предоставлено.

Определением суда от 26.01.2012 года в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство экономического развития, инвестиций и торговли.

Судом постановлено указанное выше решение, которое ответчик - Администрация муниципального района Кинель-Черкасский в лице представителя по доверенности Коноваловой Н.В., не явившегося в судебное заседание и извещенного надлежащим образом, - считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно истолкованы нормы закона. Судом первой инстанции определена обязанность органов местного самоуправления Кинель-Черкасского района Самарской области по обеспечению жильем детей-сирот в соответствии с переданными государственными полномочиями, но при этом не установлена обязанность Самарской области как субъекта Российской Федерации по финансированию соответствующих государственных полномочий. Считает, что органы местного самоуправления, при осуществлении переданных государственных полномочий, имеют право на финансовое обеспечение указанных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, а органы государственной власти Самарской области, в свою очередь, в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий, предусматривать при формировании областного бюджета на очередной финансовый год субвенции местным бюджетам на осуществление передаваемых полномочий. Просит в апелляционной жалобе отменить решение суда от 13 февраля 2012 года, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований прокурору Кинель-Черкасского района.

Представители Вязовкиной В.А., МУ «КСМиД Кинель-Черкасского района Самарской области» и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания уведомлением № 59/1622 от 28.03.2012.

Судебная коллегия в силу ст. 327 ГПК РФ и ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей не явившихся лиц.

Представителем Вязовкиной В.А. – Применко В.А., действующей по доверенности, в апелляционную инстанцию представлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда считает законным и обоснованным.

Представителем Прокуратуры Кинель-Черкасского района представлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым просит решение суда от 13.03.2012 года оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и заслушав заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда правильным и не подлежащим отмене, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 ФЗ от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из материалов дела следует, что Вязовкина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, собственного жилья не имеет.

Указанные обстоятельства в отношении Вязовкиной В.А. подтверждаются материалами дела, а именно: решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 05.10.2007 года, которым Вязовкин А.Г. признан безвестно отсутствующим (л.д. 11-12), свидетельством о смерти 11-ЕР № 600250 от 01.06.2007 года, подтверждающим факт смерти Вязовкиной С.Н. (л.д. 13), решением Кинель-Чркасского районного суда Самарской области от 15.08.2007 года, которым Вязовкина В.А. признана оставшейся без попечения родителей (л.д. 14), письмом ГУП «ЦТИ» об отсутствии зарегистрированного права собственности за Вязовкиной В.А. (л.д. 8), уведомлением Управления Росреестра об отсутствии зарегистрированных прав в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Вязовкиной В.А. (л.д. 9), копий диплома ВСА 0926151 от 17.05.2011 года об окончании Вязовкиной В.А. высшего учебного заведения (л.д. 37), списком детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья вне очереди по состоянию на 01.01.2012 года по муниципальному району Кинель-Черкасский, согласно которому в указанный список включена Вязовкина В.А. (л.д. 22).

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 5 ФЗ от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно п. 4,5 ФЗ от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.05 «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» (далее Закон Самарской области).

Статьей 3 Закона Самарской области определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.

Статьей 2 Закона Самарской области от 07.07.05 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.

Частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.06. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закон Самарской области от 11.07.06 № 87-ГД) установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Частью 2 пункта 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.06 № 87-ГД распространяет действие указанного закона на следующие категории граждан:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей);

Статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.06 № 87-ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.

Установлено, что в нарушении вышеуказанных норм ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Вязовкина В.А. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Как правильно указано судом, ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.

Постановлением Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области № 606 от 05.12.2007 года Вязовкина В.А. поставлена на регистрационный учет для получения жилья в 2008 году (л.д. 6), в связи с чем, суд, исследовав вышеуказанные доказательства, дав им оценку и установив наличие права Вязовкиной В.А. на обеспечение жильем, что не оспаривается ответчиками, обоснованно обязал администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Вязовкиной В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета 33 кв.м за счет средств бюджета Самарской области.

Разрешая по-существу заявленные требования, судом правильно сделан вывод об отсутствии причинно-следственной связи между наличием права Вязовкиной В.А. на обеспечение жильем, что установлено в судебном заседании на основании представленных доказательств, и отсутствием денежных средств у органов местного самоуправления для обеспечения целевых программ в настоящее время, поскольку названная причина не освобождает муниципальные органы от возложенных на них полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а вопрос о выделении финансовых средств на исполнение ответчиком обязанности по обеспечению жильем Вязовкину В.А. может быть разрешен в установленном законом порядке в рамках исполнения администрацией Кинель-Черкасского района решения суда.

Довод администрации Кинель-Черкасского района Самарской области о том, что судом односторонне исследованы обстоятельства дела и не приняты во внимание показания представителя ответчика, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку суд в достаточной мере исследовал доказательства, представленные сторонами, в том числе показания представителя администрации, и дал им оценку в совокупности с другими, имеющимися в деле доказательствами и показаниями лиц, участвующих в деле. Оценивая имеющиеся в деле доказательства, судом обосновано указана ссылка на ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ и Постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», поскольку в материалы дела ответчиком не представлено объективных, достоверных и достаточных доказательств в обоснование своих доводов.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда правильным и законным, и не находит оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: