Судья: Борисова Е.А. Гр. дело № 33-3637/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Ермаковой Е.И.,
судей – Черкуновой Л.В. и Никоновой О.И.
при секретаре – Кузьмине М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 марта 2012г., которым постановлено:
«Признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара, Главу городского округа Самара устранить допущенное нарушение путем постановки Митрофановой А.А. на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 02.11.2011 г. и предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Митрофанова А.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование своих требований указала, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители заявителя ФИО6 и ФИО7 лишены родительских прав. С 1995 г. и до наступления совершеннолетия Митрофанова А.А. находилась в различных воспитательных учреждениях Самарской области на полном государственном обеспечении. Постановлением Администрации г. Кинеля Самарской области за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение на момент закрепления относилось к частному жилому фонду, в связи с чем администрация не имела права распорядиться им. В настоящее время Митрофанова А.А. проживает в общежитии по адресу: <адрес> Данное жилое помещение предоставлено ей на период учебы до августа 2012 г., постоянного жилья Митрофанова А.А. не имеет.
02.11.2011 года Митрофанова А.А. обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о постановке ее на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Однако распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в постановке на учет в связи с наличием закрепленного за ней жилого помещения. Заявитель считает данный отказ незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Митрофанова А.А. просила суд признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Главу г.о. Самара поставить ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 02.11.2011 г. и предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права. Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в жалобе указывает, что Митрофанова А.А. имеет закрепленное жилое помещение, в котором будет проживать после окончания образовательного учреждения. В связи с этим, считает, что оспариваемое заявителем распоряжение принято в соответствии с действующим законодательством.
Администрация г.о. Самара в своей апелляционной жалобе также просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Считает, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара Митрофановой А.А. законно отказано в постановке на учет, поскольку за ней постановлением администрации г. Кинеля закреплено жилое помещение, кроме того, документов том, что заявитель состоит на учете в качестве малоимущей и нуждающейся, не представлено.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара ФИО8 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, вынести по делу новое решение, отказав Митрофановой А.А. в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Митрофанова А.А. и ее представитель ФИО9 в судебном заседании возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда оставить без изменения, считают его правильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Митрофанова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родителями заявителя являются ФИО6 и ФИО7, которые соответствующими решениями Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении нее родительских прав. Мать заявителя ДД.ММ.ГГГГ умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.
Из материалов дела также видно, что до наступления совершеннолетия Митрофанова А.А. находилась в различных воспитательных учреждениях Самарской области на полном государственном обеспечении.
Постановлением администрации г. Кинеля Самарской области от 31.01.1995 г. за Митрофановой А.А., а также ФИО12 закреплено жилое помещение по адресу:<адрес>
В настоящее время Митрофанова А.А. проживает и зарегистрирована в г. Самара в общежитии по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту пребывания.
Данное жилое помещение ей предоставлено на период обучения в Самарском колледже строительства и предпринимательства с 18.09.2009 г. до 31.09.2012 г.
02.11.2011 года Митрофанова А.А. обратилась с заявлением о принятии ее на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Митрофановой А.А. было отказано в постановке на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещения по договорам социального найма, в связи с наличием закрепленного жилого помещения.
Между тем, как следует из представленной в материалы дела справки «ЦТИ» городского филиала г. Кинеля собственником закрепленного за Митрофановой А.А. жилого помещения, а именно, однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> является ФИО6, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
На момент определения заявителя в детский дом и закрепления за ней указанного жилого помещения оно находилось в собственности ФИО6
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 07.06.2011г. №746-О-О-О, право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, т.е. не являющиеся ни нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, ни собственниками жилых помещений или членами семьи такого собственника.
Судом установлено, что ФИО6 решением Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении Митрофановой А.А. родительских прав. Таким образом, заявитель членом его семьи не является, права пользования закрепленным за ней жилым помещением не имеет.
Иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у Митрофановой А.А. не имеется, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой ГУП Самарской области «ЦТИ» городского филиала г. Кинеля от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой ГУП Самарской области «ЦТИ» Жигулевского филиала г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщением Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация».
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Митрофанова А.А. подлежит постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с составом семьи 1 человек.
В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
В силу того, что Митрофанова А.А. является нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, имеет право на получение жилья или социальной выплаты на приобретение жилья во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без попечения родителей, то суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований Митрофановой А.А. в полном объеме.
Доводы апелляционных жалоб Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара о наличии у Митрофановой А.А. закрепленного жилого помещения несостоятельны по вышеизложенным мотивам.
Ссылка в апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара на то, что жилые помещения предоставляются по договору социального найма как в порядке очереди, так и вне очереди только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими, не может служить основанием для отмены правильного решения суда.
Из материалов дела видно, что Митрофанова А.А. в настоящее время не работает, каких-либо доходов не имеет, является студенткой, обучается в Самарском колледже строительства и предпринимательства на 2 курсе на очном отделении в бюджетной группе, что подтверждается справкой Самарского колледжа строительства и предпринимательства № от ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 06.03.2012 г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: