О признании права на получение гос.финансовой поддержки на приобретение жилья



Судья: Сурков В.П. гр. дело № 33-3388/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 апреля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

    председательствующего: Ермаковой Е.И.,

    судей: Набок Л.А., Черкуновой Л.В.,

    при секретаре Тимагине Е.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г.Самара от 21.02.2012г., которым постановлено:

«Иск Турского В.П. - удовлетворить. Признать за Турским В.П. право на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Набок Л.А., представителя Турского В.П. – Ефимову О.С. в возражение доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Турский В.П. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, третьему лицу администрации г.о.Самара о признании права на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ. он (истец) состоял на военной службе в вооруженных силах СССР. Военную службу закончил в звании майора на территории Приднестровской Молдавской Республики. Уволен по приказу командующего 14 гвардейской общевойсковой армии от 05.06.1995г. №037 в запас. По приезду в г.Самара встал на регистрационный учёт в квартире по адресу: <адрес> и состоит на регистрационном учёте по настоящее время. Квартиру, в которой зарегистрирован, ему (истцу) сдают в наём.

ДД.ММ.ГГГГ он вместе с женой - Турской Е.И. и дочерью Турской Л.В. встали на учёт в администрации г.Самара в качестве нуждающегося в жилой площади.

ДД.ММ.ГГГГ. брак между ним и Туркской Е.И. расторгнут. В связи с этим, на сегодняшний день на учёте в качестве нуждающегося в жилой площади стоит он и его дочь.

ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления имуществом г.о.Самара сообщил ему, что предоставленный им пакет документов не соответствует требованиям для включения в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, на предоставление жилых помещений и состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, по причине отсутствия справки КЭЧ о сдаче жилья.

Истец указал на то, что данным распоряжением Департамент управления имуществом г.о.Самара нарушает его - Турского В.П. права, поскольку он прослужил в рядах вооруженных сил более 23 календарных лет и, являясь гражданином РФ, не имеет жилья ни в Приднестровской Молдавской Республике, ни в РФ, хотя законодательством за ним закреплено право на получение жилого помещения после увольнения из рядов вооруженных сил.

Основываясь на изложенном, Турский В.П. просил суд признать за собой право на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель Турского В.П. – Ефимова О.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая, что получить справку их КЭЧ невозможно, поскольку истец проходил службу в другом государстве.

Департамент управления имуществом г.о. Самара своего представителя в судебное заседание не направил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, доказательств уважительности причин неявки не представил, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.

    В связи с этим, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.

В соответствии с положениями ст.15 ФЗ РФ от 27.05.1998г. №7б-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005г. принятых на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счёт средств федерального бюджета путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ.

Из материалов дел усматривается, что Турский В.П. состоял на военной службе в вооруженных силах СССР с 01.08.1971г. по 18.12.1995г., военную службу закончил в звании майора на территорий Приднестровской Молдавской Республики, уволен по приказу командующего 14 гвардейской общевойсковой армии от 05.06.1995г. №037 в запас.

Судом установлено, что после увольнения с военной службы переехал жить в г.Самара и встал на регистрационный учёт в квартире по адресу: <адрес>, где и состоит на учёте по настоящее время, в ДД.ММ.ГГГГ истец вместе с женой - Турской Е.И. и дочерью Турской Л.В. встали на учёт в администрации г.Самара в качестве нуждающихся в жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ. брак между Турским В.П. и Турской Е.И. расторгнут, в связи с чем, на данный момент на учёте в качестве нуждающегося в жилой площади стоит он и его дочь.    

Также установлено, что жильё в соответствии с действующим законодательством Турскому В.П. после увольнения из вооружённых сил не предоставлялось.

ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления имуществом г.о.Самара в письменном виде сообщил Турскому В.П. о том, что предоставленный им пакет документов не соответствует требованиям для включения его в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, на предоставление жилых помещений и состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, по причине отсутствия справки КЭЧ о сдаче жилья.

Удовлетворяя исковые требования, судом обоснованно принято во внимание следующее.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 30.09.1997г. №1062, в редакции от 09.07.2007г. №861, «О совершенствовании порядка обеспечения жильём военнослужащих и некоторых других категорий граждан» Правительство РФ уполномочено утвердить порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан, к которым, исходя из содержания пункта 1 названного Указа, относятся и граждане, уволенные с военной службы.

Таким образом, Правительство РФ наделено полномочиями по установлению перечня документов, которые должны быть представлены гражданами, уволенными с военной службы, для получения государственного жилищного сертификата.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.

Согласно п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, уволенные с военной службы, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме с приложением ряда документов.

Пунктом 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник указанной подпрограммы (далее - подпрограмма) представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению №5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счёта; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина – участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина – участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е)    копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ); ж)    обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; з)    справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 5 Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдаётся.

Как следует из материалов дела, Турский В.П. обращался в администрацию г.о.Самара и в отдел по учёту и распределению жилья г.Самара по вопросу включения его в число лиц, имеющих право на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья, однако его заявления оставлены без удовлетворения по основанию не представления сведений о сдаче жилья в установленном порядке по месту службы.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами - участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992г. за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

При этом, как правильно указал суд, данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств - участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу.

Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие РФ.

Законодательство и нормативные правовые акты РФ, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильём, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в РФ.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 15 ФЗ РФ от 27.05.1998г. №76-ФЗ препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.

Согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны от 15.02.2000г. №80, для принятия на учёт нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащие представляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ района.

Основываясь на изложенном, суд пришёл к обос6нованному выводу о том, что правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильём на территории РФ могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории РФ, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Жилые помещения, расположенные за пределами РФ, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.

При этом, суд правильно учёл позицию Верховного Суда РФ, изложенную в решении от 15.04.2009 года №ГКПИ08-2248 по делу по заявлению Полященко В.И. об оспаривании в части подпункта «з» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, о том, что оспариваемое предписание Правил об обязательности представления гражданами, уволенными с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшими в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01.01.2005 года, справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Вместе с тем, согласно названному решению Верховного Суда РФ, по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 01.01.2005г., принятым на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путём выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение жилищного сертификата в судебном порядке.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, и, учитывая то, что Турский В.П. в настоящее время не имеет жилья на территории Российской Федерации, у него отсутствует жильё и по месту службы, не может представить справку квартирно – эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы по независящим от него причинам, суд пришел к правильному выводу о том, что не представление истцом указанной справки не является основанием к отказу во включении его в списки на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья.

Доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом г.о.Самара о незаконности решения суда не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.

Судебная коллегия считает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

    Решение Ленинского районного суда г.Самара от 21.02.2012г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о.Самара – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: