Судья Ермакова О.А. гр. дело № 33-3783/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Лазарева Н.А.,
судей: Минеевой О.Г., Бочкова Л.Б.,
с участием прокурора Тихоновой Ю.В.,
при секретаре Решетниковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноглинского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному медицинскому бюджетному учреждению «Городская больница №7», администрации г.о.Самара, Департаменту здравоохранения администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности
с апелляционной жалобой представителя администрации городского округа Самара на решение Красноглинского районного суда г.Самары от 08 февраля 2012 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя Департамента здравоохранения администрации г.о.Самара Гафаровой Г.А. (по доверенности), в поддержание доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Красноглинского района г. Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ММБУ «ГБ №7», администрации г.о. Самара, Департаменту здравоохранения администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки ММБУ «ГБ №7» было установлено, что руководством указанного учреждения не в полном объеме соблюдаются требования норм и правил пожарной безопасности, в результате чего создается угроза жизни и здоровью граждан. Эксплуатация помещений, занимаемых учреждением, осуществляется с нарушением норм и правил пожарной безопасности ППБ 01-03 и НПБ 110-03.
По выявленным нарушениям ОГПН Красноглинского района г.Самары 29.05.08 были выданы предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № № от 29.05.11.
Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, поскольку муниципальным образованием в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение денежных средств ММБУ «ГБ №7» на выполнение мероприятий пожарной безопасности в указанном учреждении.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд (с учетом уточнения исковых требований) обязать ММБУ «ГБ №7», Департамент здравоохранения администрации г.о.Самара и администрацию г.о.Самара провести необходимые организационно- хозяйственные мероприятия:
По адресу: <адрес> (стационар): на дверях лестничных клеток установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; в буфете демонтировать глухие металлические решетки или одну из решеток выполнить распашной; планы эвакуации в блоке «В» выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143.2002.
Пищеблок: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; провести очистку систему вентиляции с составлением акта, провести ее в рабочее состояние.
Гараж: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре.
ЦСС: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; провести очистку системы вентиляции, с составлением акта.
ЦСМРИ: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ.
Патолого-анатомическое отделение: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения.
По адресу: <адрес> (поликлиника №1): оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; на дверях лестничных клеток установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах.
По адресу: <адрес> (поликлиника №2): на дверях лестничных клеток установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах; провести очистку системы вентиляции с составлением акта, провести ее в рабочее состояние; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; проводить обработку деревянных конструкций чердака 2 раза в год.
По адресу: <адрес> ММУ «ГБ №7»: на дверях лестничных клеток установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах; провести очистку вентиляции с составлением акта; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; проводить обработку деревянных конструкций чердака 2 раза в год; на крыше установить ограждение и провести испытания 1 раз в 5 лет.
По адресу: <адрес> (поликлиника № 2): оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; провести очистку системы вентиляции с составлением акта; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; проводить обработку деревянных конструкций чердака 2 раза в год.
По адресу: <адрес> (поликлиника №3): на дверях лестничных клеток установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; провести очистку системы вентиляции с составлением акта; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; проводить обработку деревянных конструкций чердака 2 раза в год; провести испытания наружной пожарной лестницы с составлением акта 2 раза в 5 лет.
По адресу: <адрес> (стационар): оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002.
По адресу: <адрес>: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002.
По адресу: <адрес>: план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; обработку деревянных конструкций чердака проводить 2 раза в год.
Срок исполнения указанных мероприятий установить до 4 квартала 2012 года.
От остальных исковых требований прокурор отказался в связи с добровольным выполнением и просил дело в этой части прекратить (определение от 26.01.12 - л.д.124-125).
Определением суда от 26.01.12 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент здравоохранения администрации г.о. Самара.
Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 08.02.12 постановлено:
«Исковые требования прокурора Красноглинского района г.о.Самара в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать Муниципальное медицинское бюджетное учреждение «Городская больница №7», администрацию г.о. Самара, Департамент здравоохранения администрации г.о. Самара в срок до 4 квартала 2012 года устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности путем проведения следующих организационно-хозяйственных мероприятий:
По адресу: <адрес> (стационар): на дверях лестничных клеток установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; в буфете демонтировать глухие металлические решетки или одну из решеток выполнить распашной; планы эвакуации в блоке «В» выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143.2002.
Пищеблок: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; провести очистку систему вентиляции с составлением акта, провести ее в рабочее состояние.
Гараж: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре.
ЦСС: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; провести очистку системы вентиляции, с составлением акта.
ЦСМРИ: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ.
Патолого-анатомическое отделение: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения.
По адресу: <адрес> (поликлиника №1): оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; на дверях лестничных клеток установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах.
По адресу: <адрес> (поликлиника №2): на дверях лестничных клеток установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах; провести очистку системы вентиляции с составлением акта, провести ее в рабочее состояние; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; проводить обработку деревянных конструкций чердака 2 раза в год.
По адресу: <адрес> ММУ «ГБ №7»: на дверях лестничных клеток установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах; провести очистку вентиляции с составлением акта; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; проводить обработку деревянных конструкций чердака 2 раза в год; на крыше установить ограждение и провести испытания 1 раз в 5 лет.
По адресу: <адрес> (поликлиника №2): оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; провести очистку системы вентиляции с составлением акта; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; проводить обработку деревянных конструкций чердака 2 раза в год.
По адресу: <адрес> (поликлиника №3): на дверях лестничных клеток установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; провести очистку системы вентиляции с составлением акта; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; проводить обработку деревянных конструкций чердака 2 раза в год; провести испытания наружной пожарной лестницы с составлением акта 2 раза в 5 лет.
По адресу: <адрес> (стационар): оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; демонтировать глухие металлические решетки на окнах или выполнить одну распашную металлическую решетку на помещения; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002.
По адресу: <адрес>: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре; план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002.
По адресу: <адрес>: план эвакуации выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; обработку деревянных конструкций чердака проводить 2 раза в год».
В апелляционной жалобе представитель администрации г.о. Самара просит отменить решение суда и постановить новое, отказав в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента здравоохранения администрации г.о.Самара Гафарова Г.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
В заключении прокурор просила оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ММБУ «ГБ№7» Красноглинского района г.Самары и администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ и на основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст.ст.37,38 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» организации и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Статья 19 Закона относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно Уставу г.о. Самара, принятому решением Думы г.о. Самара от 10.07.06 №294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о.Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год.
Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации г.о. Самара.
Из материалов дела следует, что в результате проведенных прокуратурой Красноглинского района г. Самары в мае 2008г. проверок было установлено, что эксплуатация зданий, помещений и территорий, занимаемых учреждением ММБУ «ГБ №7» осуществляется с нарушением норм и правил пожарной безопасности ППБ 01-03 и НПБ 110-03.
Судом было установлено, что нарушения пожарной безопасности в данном учреждении носят системный характер и выявляются из года в год, начиная с 2008 года.
Отделом ГПН Красноглинского района г.Самары неоднократно выносились в отношении ММБУ «ГБ №7» предписания по устранению одних и тех же выявленных нарушений пожарной безопасности.
По результатам последней плановой проверки 14.10.11 главному врачу ММБУ «ГБ №7» было выдано предписание №№, состоящее из 283 пунктов, по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.6-31).
Судом было установлено, что до настоящего времени нарушения пожарной безопасности в ММБУ «ГБ№7» в полном объеме не устранены из-за отсутствия необходимых средств, необходимых для выполнения противопожарных мероприятий.
Согласно п.1.3 Устава ММБУ «ГБ №7», утвержденного постановлением администрации г.о. Самара от 26.12.11 №2095, данное учреждение является некоммерческой организацией в форме муниципального бюджетного учреждения, учредителем которого является городской округ Самара. Функции и полномочия учредителя ММБУ «ГБ №7» осуществляет администрация г.о. Самара (п.1.5 Устава). Имущество, которое используется учреждением, передано ему на праве оперативного управления (п.3.1 Устава).
Судом установлено, что ММБУ «ГБ №7» является получателем средств бюджета г.о.Самара, подведомственным Департаменту здравоохранения администрации г.о. Самара.
В соответствии с п.1 ст.7 Устава г.о. Самара, к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за использованием данного бюджета.
Согласно п. 10 ч.1 ст. 7 Устава г.о. Самара, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара также относится к вопросам местного значения. Решение вопросов местного значения, в соответствии с 4.1 ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара.
Таким образом, администрация г.о.Самара и Департамент здравоохранения администрации г.о. Самара исполняют расходные обязательства в отношении ММБУ «ГБ №7», и являются непосредственными участниками бюджетного процесса со свойственными им полномочиями при формировании бюджетов.
Судом также было установлено, что во исполнение вышеуказанных предписаний администрацией г.о. Самара была разработана целевая программа «Пожарная безопасность» на 2011-2013г.г., согласно которой в конце 2011г. были выделены денежные средства в размере 275 000 рублей, которые были потрачены ММБУ «ГБ №7» на частичное устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, суд пришел к правильному выводу, что указанных денежных средств не достаточно для финансирования мероприятий по устранению всех нарушений пожарной безопасности в ММБУ «ГБ № 7».
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о неисполнении администрацией г.о. Самара и Департаментом здравоохранения администрации г.о. Самара возложенных на них, как на органы местного самоуправления, обязанностей и о необходимости в срок до 4 квартала 2012 года устранить нарушения пожарной безопасности в здании ММБУ «ГБ №7», обоснованно удовлетворив заявленные прокурором исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации г.о. Самара о том, что прокурор преждевременно обратился в суд с иском, поскольку предписаниями был установлен срок для устранения недостатков до 07.10.12, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные нарушения имеют длящийся характер и их не устранение не позволяет гарантировать необходимый уровень безопасности для жизни и здоровья людей, находящихся в лечебных учреждениях ММБУ «ГБ№7».
Доводы жалобы Департамента здравоохранения г.о. Самара о том, что они не были извещены судом о времени и месте разбирательства дела, также не могут быть приняты во внимание.
Судебные повестки и копия решения направлялись ответчику по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела, в том числе реестром отправки почтовой корреспонденции суда от 16.02.12.
При этом в заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента не отрицала, что копию решения суда они получили своевременно. О наличии судебного спора им также было известно.
Кроме того, в соответствии с п.1.1 Положения «О Департаменте здравоохранения Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 25.09.08 №643 Департамент здравоохранения является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере здравоохранения.
Администрация г.о. Самара была привлечена к участию в деле в качестве ответчика. Представитель администрации в судебном заседании участвовал и имел возможность обеспечить явку в суд представителя их структурного подразделения.
Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством.
Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 08 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.о. Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: