О признании незаконными бездействия должностных лиц



Судья: Якушева Е.В.                   № 33 -3927/2012

                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОРЕДЕЛЕНИЕ

10 мая 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

     председательствующего - Ермаковой Е.И.,

     судей – Никоновой О.И. и Шилова А.Е.,

    

    при секретаре – Иванниковой Н.В.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бухаева А.Т. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 февраля 2012 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Бухаева А.Т. к МП ЭСО г.о.Самары, УФМС РФ по <адрес> о признании незаконными бездействия должностных лиц, обязании устранить нарушения, зарегистрировать по месту жительства - отказать.»

УСТАНОВИЛА:

Бухаев А.Т. обратился в суд с иском к МП ЭСО г.о.Самары, УФМС РФ по <адрес> о признании незаконными бездействия должностных лиц, обязании устранить нарушения, зарегистрировать по месту жительства, указав, что в связи с трудовыми отношениями с ФГУП ГНП РКЦ «<данные изъяты>» на основании договора найма жилого помещения ему было предоставлено койко-место в комнате <адрес> по ул. <адрес>, на его имя открыт лицевой счет.

Ранее общежитие относилось к ведомственному жилищному фонду завода «<данные изъяты>». В настоящее время общежитие находится в эксплуатации и обслуживании МП ЭСО <адрес>, поскольку является муниципальным имуществом на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Право истца на проживание в указанном жилом помещении никто не оспаривает.

Поскольку указанное жилое помещение является для истца единственным, в котором он постоянно проживает, другого жилья не имеет, он обратился в МП ЭСО <адрес> с заявлением о регистрации по месту жительства, однако должностные лица ответчика не совершили необходимых административных действий, предусмотренных административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Указал, что в соответствии с Правилами регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им жилые помещения в 3-х дневный срок со дня обращения граждан должны передать документы вместе с адресными листками убытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. В соответствии с п. 18 Правил органы регистрационного учета в 3-х дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства, производят отметку в паспортах.

Однако, истец до настоящего времени не зарегистрирован по месту жительства, ответчики не совершили действий, предусмотренных Административным регламентов и нарушили права истца, в том числе его конституционное право на выбор места жительства.

На основании изложенного истец просил признать незаконными бездействия должностных лиц МП ЭСО <адрес>, заключающиеся в невыполнении на основании заявления Бухаева А.Т. о его регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, действий, предусмотренных пунктами 56,57 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденному Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ ; обязать должностных лиц МП ЭСО <адрес> устранить допущенные нарушения прав Бухаева А.Т., а именно подготовить и передать в орган регистрационного учета предусмотренные Административным регламентом документы для регистрации по месту жительства Бухаева А.Т. по адресу: <адрес>, в трехдневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу; обязать отдел УФМС России по <адрес> зарегистрировать Бухаева А.Т. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с принятым судебным актом, Бухаев А.Т. обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение которым его требования удовлетворить. Истец указывает на неправомерность вынесенного решения, поскольку считает, что выводы суда о наличии у истца другого постоянного места жительства не соответствуют действительности, так как регистрации по адресу: <адрес> носила временный характер, а помещение в общежитии является для него единственным местом жительства. МП ЭСО <адрес> нарушил административный регламент, не приняв заявление истца о постоянной регистрации по месту жительства.

В судебном заседании истец и его представитель Алиева А.В., действующая по устному ходатайству истца доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили ее удовлетворить. Указали на факт отсутствия у Бухаева А.Т. постоянной регистрации.

В судебное заседание представители ответчика МП ЭСО г.о. Самары и УФМС России по <адрес> не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Рассмотрев дело в порядке главы 39 ГПК РФ, проверив доводы заявителя жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение - отмене, как постановленное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела на основании следующего.

В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 названного Закона граждане Российской Федерации обязаны зарегистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Постановления Совмина РСФСР от 11.08.1988 N 328 (ред. от 23.07.1993) "Об утверждении Примерного положения об общежитиях" общежития создаются для проживания одиноких граждан, а также для проживания семей (преимущественно молодых). В соответствии с пунктом 11 указанного Постановления жилая площадь в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв. метров на одного человека. Семьям предоставляются изолированные жилые помещения.

Из приведенных норм следует, что регистрация по месту жительства является обязанностью гражданина, осуществляется регистрация по тому месту, которое гражданин выбрал в качестве места своего жительства и проживает на основаниях, предусмотренных законом.

Согласно статье 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Таким образом, у регистрирующего органа имеется установленная законом обязанность по регистрации гражданина по его заявлению по месту жительства.

Кроме того, согласно ст. 8 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.Перечисленные основания для ограничения права выбирать место жительства являются исчерпывающими, и только они могут служить предпосылкой для введения разрешительного учета граждан, который отличается от уведомительной регистрации.

Согласно пункту 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС РФ от 20.07.2007 года №208 должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (пункт 7 Административного регламента).

Согласно пунктам 56 и 57 Административного регламента должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 11 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 2 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению. Максимальный срок выполнения действия - 15 минут.

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту), документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

Из материалов дела следует, что объект недвижимости по адресу <адрес> является муниципальной собственность, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером , имеет статус общежития (выписка из реестра от ДД.ММ.ГГГГ л.д.).

На основании Приказа Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ указанное общежитие передано на эксплуатацию и содержание МП ЭСО г.о.Самары.

Согласно договору о предоставлении в пользование жилой площади в муниципальном общежитии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным МП ЭСО <адрес> (Предприятие) с ФГУП ГНП РКЦ «<данные изъяты>» (Заказчик), предприятие предоставляет Заказчику в пользование 292 места для временного проживания сотрудников на период трудовых отношений.

Бухаев А.Т. работает <данные изъяты> во ФГУП ГНП РКЦ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой ФГУП ГНПРКЦ «<данные изъяты>». Из пояснений истца следует, что трудовой договор с истцом заключен на неопределенный срок.

В связи с устройством на работу в ФГУП ГНП РКЦ «<данные изъяты>», а также в связи с отсутствием для постоянного проживания в <адрес> жилого помещения, Бухаеву А.Т. предоставлено право пользования жилой площадью (6,5 квм.) в общежитии, по адресу: <адрес>.

Первоначально Бухаев А.Т. был вселен в комнату на основании договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГУП ГНП РКЦ «<данные изъяты>» и истцом сроком до ДД.ММ.ГГГГ. С момента вселения в указанную комнату Бухаев А.Т. постоянно проживает в ней, выполняет обязанности нанимателя, что подтверждается лицевым счетом. Таким образом, с момента вселения у истца возникло право пользования 6,5 кв.м. жилой комнаты , что не оспаривается лицами, участвующими по делу.

Из материалов дела следует, что договор найма на пользование 6,5 кв.м. в комнате перезаключался МП ЭСО <адрес> с истцом ежегодно (последний договора был заключен ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ).

Между тем, трудовой договор, заключенный с истцом не имеет конкретной даты его окончания, а в соответствии со статьей 105 ЖК РФ договор найма в общежитии действует до прекращения трудовых отношений, следовательно, оснований для заключения договора найма на срок 1 год не имеется.

Таким образом, Бухаев А.Т. имеет право на проживание в общежитии на основании договора найма жилого помещения в муниципальном общежитии на период работы в ФГУП ГНП РКЦ «<данные изъяты>».

Из материалов дела также следует, что Бухаеву А.Т. ежегодно продлялась регистрация по месту пребывания в комнате , срок действия которой истек ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что Бухаев А.Т. обратился в МП ЭСО <адрес> с заявлением о его регистрации по месту жительства в комнате , однако ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему было отказано в удовлетворении данного требования, со ссылкой на временный характер проживания в общежитии и на возможность его регистрации по месту пребывания.

Суд, отказывая в удовлетворении требований истца в полном объеме, указал на правомерность действий должностных лиц МП ЭСО <адрес>, в связи с непредоставлением истцом необходимых документов для регистрации по месту жительства, а также на наличие у него постоянной регистрации по другому месту жительства и возможностью зарегистрироваться в общежитии по месту пребывания.

По мнению судебной коллегии, с данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку истец, являясь нанимателем по договору найма жилого помещения в общежитии, постоянно проживая в нем, правомерно заявил требования о регистрации по месту жительства. При этом в МП ЭСО <адрес> имелись сведения о заключении договора найма с истцом, который действует на период его работы в ФГУП ГНП РКЦ «<данные изъяты>», следовательно, каких-либо иных документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, для регистрации истца по месту жительства не требовалось. Кроме того, факт отсутствия у истца регистрации по месту жительства в другом жилом помещении подтверждается следующими доказательствами: отсутствием отметки в паспорте гражданина РФ о регистрации по месту жительства, адресной справкой отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> формы , ответом отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , которым подтверждается ошибочность данных, содержащихся в ответе УФМС России по <адрес> на запрос суда.

При таких обстоятельствах решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, то надлежит вынести новое решение об удовлетворении требований Бухаева, так как оснований для отказа МП ЭСО <адрес> в принятии заявления Бухаева А.Т. о регистрации по месту жительства, а также в передачи соответствующих документов для регистрации в регистрирующие органы в установленный законом срок не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 февраля 2012 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым:

Исковые требования Бухаева А.Т. удовлетворить.

Признать незаконными бездействия должностных лиц МП ЭСО <адрес> состоящее в невыполнении на основании заявления Бухаева А.Т. о его регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, действий, предусмотренных пунктами 56,57 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденному Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать МП ЭСО <адрес> устранить допущенные нарушения прав Бухаева А.Т., а именно подготовить и передать в орган регистрационного учета предусмотренные Административным регламентом документы для регистрации по месту жительства Бухаева А.Т. по адресу: <адрес>.

Обязать отдел УФМС России по <адрес> зарегистрировать Бухаева А.Т. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий:

Судьи: