Судья: Медведева Н.П. № 33-4323/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Лазарева Н.А.
судей Минеевой О.Г., Самчелеевой И.А.
при секретаре Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ануфриева А.П. на решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 06.03.2012 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований, заявленных Ануфриевым А.П. к МП г.о. Самара «Архитектурно-планировочное бюро», Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самары о признании недействительным границ и площади земельного участка размером 478,00 кв.м. по адресу <адрес> на кадастровом плане территории, установленных ИП г.Самары «Архитектурно-планировочное бюро» по заказу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, о признании недействительной схемы расположения указанного земельного участка, о признании недействительным распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары №№ от 02.09.2011г., об аннулировании и исключении сведений о вышеуказанном земельном участке из государственного кадастра недвижимости, о возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары обязанности осуществить действия по установлению границ, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме №<адрес> (на праве общей долевой собственности) земельного участка, на котором расположен указанный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного дома объекты придомовой территории - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., доводы Ануфриева А.П. представителя истца Сафронова В.Н., возражения представителя ответчика МП г. Самары «Архитектурно-планировочное бюро» Шаго Е.В., судебная коллегия апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛА:
Тарасова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «<данные изъяты>», администрации г.о. Самара, департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара об установлении границ земельного участка с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в том числе площадью земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, а также устранить препятствия в пользовании земельным участком.
Впоследствии, Тарасова Е.А. отказалась от заявленных требований.
Ануфриев А.П. и Чудаева Л.М. обратились в суд с исковым заявлением к МП г.Самары «Архитектурно-планировочное бюро», департаменту строительства и архитектуры г.о.Самара об установлении границ земельного участка с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в том числе площадью земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, а также устранить препятствия в пользовании земельным участком.
В заявлении указали, что Ануфриев А.П. является собственником общей долевой собственности квартиры (8/35) в многоквартирном доме по адресу: <адрес> Чудаева Л.М. - собственником квартиры №2, расположенной в указанном доме.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 09.08.2010г. № № жилой дом № <адрес> на основании акта межведомственной комиссии от 20.01.2005г. признан аварийным и подлежащим сносу.
Департаменту управления имуществом г.о.Самара было рекомендовано до конца 2010 года отселить из указанного дома граждан, имеющих жилые помещения по договорам социального найма.
17.11.2008г. между Главой г.о.Самара и ООО «<данные изъяты>» заключен договор о развитии застроенной территории в границах улиц <адрес>
На основании п. 1.2. этого договора, жилой дом №<адрес> проезд подлежит сносу с момента утверждения проекта планировки и застройки территории. Согласно п. 3.1.2. указанного договора ООО «<данные изъяты>» обязуется не позднее 3 лет с момента утверждения проекта планировки и проекта межевания территории создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенное жилье.
В соответствии с п. 1.1. постановления Главы г.о. Самара, департамент строительства и архитектуры г.о.Самара определен уполномоченным органом по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции).
24.08.2010г. департамент управления имуществом г.о.Самара обратился в департамент строительства и архитектуры г.о.Самара с заявлением о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома (дом № <адрес> указан в прилагаемом к этому заявлению перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до 2007 года).
04.08.2011г. заключен муниципальный контракт между департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара и МП г.Самары «Архитектурно-планировочное бюро», предметом которого является выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных под многоквартирными жилыми домами, признанными аварийными и подлежащими реконструкции или сносу в г.о. Самара, осуществление постановки вышеуказанных земельных участков на государственный кадастровый учет.
Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью муниципального контракта, указанный жилой дом включен в список адресов земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.
Техническим заданием предусмотрено также уточнение границ и площади земельного участка, составление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара № № от 02.09.2011 г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 478 кв.м. на кадастровом плане территории. Данная площадь находится под домом, и граница этого земельного участка проходит по «отмостке» дома.
В многоквартирном доме истцов отсутствует канализация, горячее и холодное водоснабжение. Жителям приходится пользоваться уличным туалетом и уличной колонкой питьевой воды. Между зданием туалета и колонкой находятся контейнеры для мусора. Рядом с домом имеется открытая площадка для временного хранения принадлежащих жителям дома автомобилей, а также придомовые зеленые насаждения, где играют дети, детская песочница и сушилка для белья.
Однако, при исполнении вышеуказанного муниципального контракта, границы и площадь земельного участка были определены таким образом, что указанные элементы озеленения и благоустройства и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, не были включены в границы формируемого земельного участка, и соответственно была утверждена схема расположения такого по размерам «урезанного» земельного участка. Еще до издания Департаментом 02.09.2011г. Распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане Ленинский районный суд принял решение о признании незаконным Распоряжения первого заместителя Главы г.о.Самара № № от 09.08.2010г. в части признания указанного дома аварийным. Решение суда вступило в законную силу.
Таким образом, земельный участок без учета элементов озеленения и благоустройства и иных объектов, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности жителей этого дома, начинал формироваться, когда дом считался аварийным и подлежащим сносу с отселением из него людей.
Однако к моменту утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане уже было известно, что дом перестал быть аварийным, а проживающим в нем людям требуется земельный участок со всеми перечисленными элементами озеленения, благоустройства и иными объектами, то есть территория больше, чем 478 кв.м.
Истцы полагают, что Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 478 кв.м. на кадастровом плане по вышеуказанному адресу противоречит требованиям п.1 ст. 36 ЖК РФ и методическим указаниям по расчету нормативных участков в кондоминиумах, утвержденным приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998г. № 59.
Проведенное МП г.Самары «Архитектурно-планировочное бюро» уточнение границ земельного участка по «отмостке» дома и определение его площади в размере только 478 кв.м. с постановкой такого участка на государственный кадастровый учет лишает истцов и других собственников жилых помещений в многоквартирном доме законного права на земельный участок большего размера с придомовой территорией, где расположены элементы озеленения и благоустройства и также объекты жизнеобеспечения.
Впоследствии, Чудаева Л.М. отказалась от заявленных требований.
Учитывая изложенное, впоследствии уточнив свои требования, Ануфриев А.П. просил суд признать недействительными границы и площадь земельного участка размером 478,00 кв. м по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории, установленные муниципальным предприятием г.Самары «Архитектурно-планировочное бюро» по заказу департамента строительства и архитектуры г.о.Самара в рамках технического задания по муниципальному контракту, заключенному между ними 04.08.2011г. за № №; признать недействительной составленную тем же МП в соответствии с тем же техническим заданием схему расположения этого земельного участка на кадастровом плане территории; признать недействительным Распоряжение департамента строительства и архитектуры г.о. Самара «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> под многоквартирный жилой дом» от 02.09.2011г. № №; аннулировать и исключить сведения о земельном участке площадью 478,00 кв.м. по вышеуказанному адресу с кадастровым номером № из государственного кадастра недвижимости; обязать департамент строительства и архитектуры г.о. Самара в разумные сроки установить границы принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме № <адрес> (на праве общей долевой собственности) земельного участка, на котором расположен этот дом с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного дома объекты придомовой территории.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Ануфриев А.П. просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что распоряжение об утверждение схемы расположения земельного участка противоречит требованиям ст. 36 ЖК РФ, а также на то, что нарушаются законные права и интересы собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Сафронов В.Н. пояснил, что в соответствии со ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат также и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке. Условия муниципального контракта МП «Архитектурно-планировочное бюро» было воспринято буквально и схема была утверждена по «урезанным» размерам.
Истец Ануфриев А.П. пояснил, что доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме. Просит обратить внимание, что имеется решение Ленинского районного суда, согласно которого, данный дом не является аварийным и не подлежит сносу.
Представитель ответчика МП г. Самары «Архитектурно-планировочное бюро» Шаго Е.В. пояснила, что с решением суда согласна. Согласно предмету муниципального контракта кадастровые работы проводились по площади под домом.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пунктам 66-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определена правовая позиция о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и способах защиты таких прав, в том числе разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться в суд с иском об установлении границ земельных участков, а также с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а также предшествующих распоряжению земельным участком действий.
Судом установлено, что в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010г. № 12-П - 24.08.2010г. в департамент строительства и архитектуры г.о. Самары обратился департамент управления имуществом г.о. Самары, один из собственников квартир в жилом доме №<адрес>, с заявлением о формировании земельных участков, в том числе и земельного участка под домом №<адрес>
Согласно ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ.На основании протокола заседания единой комиссии администрации г.о.Самара от 15.07.2011г. №№, департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара заключён муниципальный контракт от 04.08.2011 года №№ с МП г.о. Самара «Архитектурно-планировочное бюро», предметом которого является выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных под многоквартирными жилыми домами, признанными аварийными и подлежащими реконструкции или сносу в городском округе Самара, осуществление постановки вышеуказанных земельных участков на государственный кадастровый учёт.
В соответствии с техническим заданием жилой дом по адресу: <адрес>, включён в список адресов земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, под №30.
Содержание работ по данному муниципальному контракту изложено в техническом задании.
Распоряжением департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 02.09.2011 года №№ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 478 кв.м. по адресу: <адрес> под многоквартирный жилой дом» с Приложением №1, постановка указанного земельного участка на кадастровый учёт в ФБУ «Кадастровая палача» по Самарской области с кадастровым номером №
Письмом от 03.10.2011г. № № Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара сообщил о формировании испрашиваемого земельного участка, выпуске Распоряжения от 02.09.2011г. № № и об изготовлении межевого плана для постановки участка на государственный кадастровый учет в ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Главы г.о. Самара от 19.09.2006 года №№ «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий» Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара определён уполномоченным органом по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе, предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами).
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года №12-П Департаментом управления имуществом т.о. Самара направлено заявление от 24.08.2010 года №№ о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома с приложением. Жилой дом по адресу: <адрес> указан в прилагаемом перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до 2007 года под №57.
Согласно ст. 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, то есть в соответствии с проектом межевания территории данного земельного участка.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
При этом в соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселений, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» площадью земельного участка, определенной с учетом установленных требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что доказательств, того что оспариваемое распоряжение департамента строительства и архитектуры г.о. Самара повлекло нарушение прав и свобод Ануфриевым А.П., представлено не было.
Согласно ст. 10 Постановления Самарской Городской Думы от 26.04.2001г. №61 (в ред. 27.06.2005г. №135) «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре» публичные слушания проводятся Самарской Городской Думой до рассмотрения Комиссией по застройке и землепользованию заявок о предоставлении земельного участка (участков) для нового строительства, реконструкции. Слушания проводятся Самарской Городской Думой в случаях, когда рассматриваются следующие вопросы: - согласование или изменение проектов планировки, межевания, застройки, планов земельных участков (схем межевания) с владельцами, пользователями сопряженных объектов недвижимости; - специальные согласования, то есть предоставление разрешений на особо поименованные настоящими Правилами (статья 30) виды использования недвижимости, условно разрешенные в соответствующих зонах; - изменение градостроительных регламентов зон (изменения в зонировании), внесение иных изменений и дополнений в настоящие Правила (глава 7); - установление публичных сервитутов.
Доводы Ануфриева А.П. о том, что при подготовке проекта межевания территории, подготовленного в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления не были проведены публичные слушания, суд правильно посчитал несостоятельными, поскольку оснований в данном случае для проведения публичных слушаний не имелось. Многоквартирный жилой дом №<адрес> находится в зоне Ж-3 (зона жилой застройки средней этажности), которая предусматривает разрешенный вид строительства до 4-5 этажа, а поскольку дом № № является двухэтажным, что соответствует зоне застройки, то публичные слушания не проводятся.
Установлено, что схема расположения спорного земельного участка департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара утверждена, права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном жилом доме не нарушены. Земельный участок под вышеуказанным многоквартирным домом сформирован при использовании графического материала планшетов 869, 841, 842 и по результатам уточнения местоположения границ земельного участка под данным домом при выезде на место. Указанные сведения и осмотр показали факт отсутствия нанесенных на местность границ, закрепленных при помощи природных объектов или же объектов искусственного происхождения, также и достаточно длительный срок (15 и более лет) существования таких границ на данной местности. Границы земельного участка сформированы в полном соответствии с действующим законодательством.
Доказательств необходимости утверждения схемы земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, большего размера, с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного дома объектами придомовой территории суду представлено не было.
Судом установлено, что уличный туалет, колонка питьевой воды, площадка для хранения мусорных контейнеров, расположенные в районе <адрес> предназначены не только для пользования проживающих граждан в многоквартирном доме № №, но и для жильцов многоквартирных домов № № расположенных там же.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 29.11.2011г., вступившем в законную силу, отказано в удовлетворении требований Тарасовой Е.А. о признании недействительным распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 02.09.2011г. № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, под многоквартирный жилой дом» и возложении на департамент строительства и архитектуры г.о.Самара обязанности осуществить следующие действия, а именно: опубликовать о признании недействительным вышеуказанного распоряжения; изготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, под многоквартирным жилым домом с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства, площадью 2 261 кв.м. и изготовить межевой план для постановки вышеуказанного земельного участка на государственный кадастровый учет в ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что законность распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 02.09.2011г. № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, под многоквартирный жилой дом» проверялась судом, оснований для признания его недействительным не имеется.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал Ануфриеву А.П. в удовлетворении его требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение об утверждение схемы расположения земельного участка противоречит требованиям ст. 36 ЖК РФ, не могут являться основанием отмены решения суда, так как были предметом судебного разбирательства и суд дал им надлежащую оценку.
Доводы жалобы о том, что расчет площади земельного участка произведен без учета Приказа Минземстроя России от 26.08.1998 N 59, в данном случае, также не могут являться основанием отмены решения, поскольку данные методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах (СП 30-101-98) носят рекомендательный характер, кроме того истцом не представлено доказательств, подтверждающих необходимость предоставления для эксплуатации жилого дома земельного участка большей площади, не представлено доказательств закрепления границ с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка большего размера.
В жалобе истец просит обратить внимание на то, что в основу договора о развитии территории и муниципального контракта, а в итоге и распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане было положено то, что дом № № был признан аварийным и, по-видимому, поэтому земельный участок рассматривался в отрыве от имеющихся элементов озеленения и благоустройства.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 03.08.2011г. признано незаконным распоряжение Главы г.о. Самара от 09.08.2010г. № № в части п. 44 Приложения к постановлению администрации г.о. Самара от 09.08.2010 года №№ «О сносе многоквартирных домов, признанных аварийными, а именно дома №<адрес>, с исключением указанного дома из перечня домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Вышеуказанные доводы также являются несостоятельными, поскольку материалами дела не подтверждено то, что при установлении границ учитывалось распоряжение Главы г.о. Самара от 09.08.2010г. № №
Иных доводов, влекущих отмену решения апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 06.03.2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ануфриева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: