Судья: Семенов М.П. гр. дело № 33- 4266 / 2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Лазарева Н.А.
Судей – Назейкиной Н.А., Занкиной Е.П.
С участием прокурора Гуляевой Е.С.
при секретаре Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 19.03.2012г., которым постановлено:
«Иск прокурора Исаклинского района Самарской области к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области предоставить Мыньковой В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством за счет средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Мыньковой В.В. к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, а при отсутствии жилого помещения, предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Исаклинский Самарской области. В заявлении прокурор указал, что Мынькова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет. Постановлением Главы муниципального района Исаклинский № от ДД.ММ.ГГГГ за Мыньковой В.В. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Ссылаясь на положения ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, ст. 19 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 2 Закона Самарской области от 7.07.05г. «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» прокурор просил обязать администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области предоставить Мыньковой В.В. социальную выплату на приобретение жилья.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Исаклинский Самарской области просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
В заседание судебной коллегии истец Мынькова В.В., представитель администрации муниципального района Исаклинский Самарской области не явились, причину неявки не сообщили, извещались надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Проверив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет и устанавливает для указанной категории лиц дополнительные гарантии.
Статья 1 названного выше Закона устанавливает понятия для целей настоящего Федерального закона и указывает, что лицами, нуждающимися в социальной поддержке являются лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, в связи с уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 8 вышеназванного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 того же Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Статья 10 названного выше Федерального закона гарантирует судебную защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и указывает, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.05 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».
В силу ст. 3 Закона Самарской области государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Статьей 2 Закона Самарской области от 07.07.2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Частью 1 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Часть 2 п. 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД распространяет действие указанного закона на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 2 настоящего Закона - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 77 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» принятого в соответствии с Законом Самарской области № 87-ГД, статьей 5.5 установлено, что предоставление социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.
Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421. утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым органы местного самоуправления ведут учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан.
В соответствии с Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 08 сентября 2011 года № 137 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ года по муниципальным образованиям Самарской области для расчета размера социальных выплат (субсидий) на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством» на территории муниципального района Исаклинский установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилья в размере 16 900 рублей.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. В указанном списке под номером 3 значится Мынькова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
На основании Закона Самарской области от 05 декабря 2011 года № 127-ГД «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено предоставление и расходование в ДД.ММ.ГГГГ субвенций из областного бюджетов предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по муниципальному району Исаклинский в размере 558 000 рублей.
Согласно свидетельству об уровне квалификации № от ДД.ММ.ГГГГ Мыньковой В.В., окончившей государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кинель-Черкасский медицинский колледж, присвоена квалификация «Няня».
В соответствии с ксерокопией паспорта № выданного ТП УФМС России по Самарской области в Исаклинском районе от ДД.ММ.ГГГГ года Мынькова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка села Ключи Исаклинского района Самарской области, ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирована по адресу: Самарская область, Исаклинский район, село Ключи, улица Школьная, дом 1.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Мынькова В.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения во внеочередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья или на предоставление социальной выплаты.
Доводы ответчика о том, что администрация муниципального района Исаклинский Самарской области не осуществляет самостоятельного финансирования социальных выплат рассматривались судом и приняты во внимание, в связи с чем, суд указал, что социальная выплата на приобретение жилья подлежит выделению за счет средств областного бюджета.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что администрация м.р. Исаклинский не нарушало прав истца, т.к. средства областного бюджета на обеспечение детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрацию м.р. Исаклинский Самарской области не поступали, не может являться основанием к отмене судебного решения, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции и не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 19.03.2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрация муниципального района Исаклинский Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: