Судья: Сурков М.П. Дело № 33 – 4269
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Шуликиной С.М.
Судей Занкиной Е.П., Пискуновой М.В.
При секретаре Иванниковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Шенталинский на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 19.03.2012 г., которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Шенталинский Самарской области в части непринятия мер по государственной регистрации прав на недвижимое имущество - бесхозяйные автомобильные дороги.
Обязать Администрацию сельского поселения Васильевка муниципального района Шенталинский Самарской области устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности, провести организационно-хозяйственные мероприятия, а именно:
до 30 апреля 2012 года направить (с приложением необходимого пакета документов) в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о принятии на учет объектов недвижимости - бесхозяйных улиц (дорог): <данные изъяты>
По истечении года со дня постановки бесхозяйного имущества на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на улицы (дороги): в <данные изъяты>
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пискуновой М.В., заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда правильным и не подлежащим отмене, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шенталинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Шенталинский Самарской области в части непринятия мер по государственной регистрации прав на недвижимое имущество - бесхозяйные автомобильные дороги, просил обязать провести комплекс организационно-хозяйственных мероприятий, а именно: до 30 апреля 2012 года направить (с приложением необходимого пакета документов) в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о принятии на учет объектов недвижимости - бесхозяйных улиц (дорог) на территории поселения, а также по истечении года со дня постановки бесхозяйного имущества на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данные улицы (дороги).
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении дорог местного значения относится к вопросам местного значения. Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Васильевка находятся бесхозяйные улицы (дороги), не являющиеся автомобильными дорогами общего пользования министерств транспорта и автомобильных дорог Самарской области: <данные изъяты>
По причине бесхозяйности дорожная деятельность на данных дорогах не осуществляется, а выделение бюджетных средств, получение субвенций и субсидий, предусмотренных федеральными и региональными программами по развитию улично-дорожной сети, на реконструкцию, ремонт и развитие объектов дорожной инфраструктуры невозможно.
По улицам и дорогам, не отвечающим ГОСТам и СНиПам, невозможно безопасное регулярное движение автобусов, специализированного грузового автотранспорта, также действуют иные ограничения, не обеспечивается безопасность дорожного движения, включая пешеходов и, в частности, детей.
Непринятие органом местного самоуправления мер в области законодательства о дорожной деятельности снижает гарантии ypoвня безопасности жизни и здоровья граждан, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Васильевка муниципального района Шенталинский Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований относительно установления обязанности администрация сельского поселения Васильевка муниципального района Шенталинский Самарской области обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на улицы (дороги).
Делая такой вывод, судебная коллегия исходит из следующего:
В силу ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических лиц.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3, пунктом 6 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальном ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлена обязанность органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствам муниципального образования.
При этом положения ст. 21 указанного Закона предписывают органам местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, осуществлять мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дрогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктах поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Устава к полномочиям Администрации сельского поселения Васильевка отнесено решение вопросов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проведенной прокурором проверкой установлено, что на территории сельского поселения Васильевка муниципального района Шенталинский имеются автомобильные дороги, в отношении которых дорожная деятельность не ведется, документов, подтверждающих факт принадлежности данных участков автомобильных дорог какому-либо собственнику, либо передачи их в оперативное управление или хозяйственное ведение не имеется.
Данные обстоятельства подтверждаются также информацией отделения ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Шенталинский» Самарской области.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается заинтересованным лицом, указанные дороги находятся в границах территории сельского поселения Васильевка, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что в соответствии с законодательством осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения Васильевка является обязанностью Администрации сельского поселения Васильевка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, указанные дороги, находящиеся в черте границ поселения, в настоящее время собственника не имеют, документально не оформлены, дорожная деятельность в отношении них не ведется, в связи с чем суд обоснованно согласился с доводами прокурора и посчитал, что указанные участки автомобильных дорог могут относится к бесхозяйному имуществу.
Судом правильно приняты во внимание доводы истца о том, что по улицам и дорогам, не отвечающим ГОСТам и СНиПам, невозможно безопасное регулярное движение автобусов, специализированного грузового автотранспорта и в целом не обеспечивается безопасность дорожного движения, включая пешеходов и, в частности, детей.
До настоящего времени органом местного самоуправления не предприняты необходимые действия для постановки указанных объектов транспортной инфраструктуры на учет в качестве бесхозяйного имущества в Управление Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
На основании изложенного, учитывая, что без оформления в собственность вышеуказанных дорог и улиц невозможно правильно вести в отношении этих объектов дорожную деятельность в соответствии с Федеральном законом 257-ФЗ от 08.11.2007 года, требующую капитальных вложений на реконструкцию, ремонт, установку элементов обустройства, суд пришел к правильному выводу о незаконности бездействия администрации сельского поселения Васильевка в области законодательства о дорожной деятельности и обязал муниципальные органы провести организационно-хозяйственные мероприятия в отношении указанных объектов.
Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание приведенные выше нормы права, установленные судом первой инстанции обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, на обеспечение безопасности дорожного движения, судебная коллегия считает законным и обоснованным решение суда в части признания незаконным бездействия администрации сельского поселения Васильевка и обязании его в срок до 30.04.2012 года направить в регистрирующий орган заявление о принятии на учет названных бесхозяйных улиц (дорог).
Вместе с тем с выводом суда об установлении обязанности органов местного самоуправления по истечении года со дня постановки бесхозяйного имущества на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спорные дороги, судебная коллегия согласиться не может, поскольку законодатель устанавливает определенный период времени, в течение которого бесхозяйная вещь, принятая на учет, может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности, то есть орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом может потребовать в судебном порядке признания права муниципальной собственности на эту вещь в зависимости от наступивших (не наступивших) последствий установленного срока учета.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда в данной части незаконным и подлежащим отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.
Довод жалобы о том, что спорные дороги не относятся к автомобильным, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку указанные объекты находятся в границах населенного пункта, не относятся к автомобильным дорогам общего пользовании федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автомобильным дорогам, объективных и документальных доказательств в обоснование довода ответчиком не представлено.
Кроме того, заинтересованным лицом не опровергнуты обстоятельства наличия в указанных выше населенных пунктах названных улиц, что само по себе свидетельствует о присвоение органами местного самоуправления улицам соответствующих названий согласно плану населенного пункта.
Изложенное выше подтверждает отнесение указанных улиц к дорогам местного значения, организованным в целях осуществления жизнедеятельности граждан.
Довод жалобы о том, что автомобильная дорога не является объектом недвижимого имущества не основан на законе, в связи с чем судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку автомобильная дорога является сложным сооружением и обладает признаками, указанными в ст. 130 ГК РФ: неразрывная связь с землей, невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Ссылка в жалобе на невозможность изготовления плана объекта недвижимого имущества, надлежащими средствами доказывания, не подтверждена.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 19 марта 2012 года отменить в части установления обязанности Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Шенталинский Самарской области по истечении года со дня постановки бесхозяйного имущества на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на улицы (дороги): <данные изъяты>
Постановить в этой части новое решение об отказе прокурору Шенталинского района Самарской области в удовлетворении указанных выше требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи