Судья: Чернышев М.В. гр.дело № 33-4377/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,
судей – Черкуновой Л.В., Акининой О.А.
с участием прокурора Шабановой Ю.Н.
при секретаре Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 марта 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г.Самары удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Рачковой В.А. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г. Самары согласно действующему законодательству».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения Рачковой В.А., возражавшей на доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района города Самары обратился в суд в интересах Рачковой В.А. с иском к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Рачкова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ней не закреплялось, личного жилья для проживания не имеет. На основании заявления Рачкова В.А. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени Рачковой В.А. жилое помещение не предоставлено, прокурор просил суд обязать Главу городского округа Самара, администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Рачковой В.А. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департаментом управления имуществом г.о. Самара ставится вопрос об отмене решения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Заявитель жалобы ссылается на то, что Департамент управления имуществом г.о. Самара не является надлежащим ответчиком по данному делу, возлагая на Департамент обязанность по предоставлению социальной выплаты, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Представители Главы г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара, Министерства экономического развития Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.6 ФЗ РФ №189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. 2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из материалов дела, Рачкова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ мать Рачковой В.А. – ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери, отец – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ
То обстоятельство, что Рачкова В.А. не имеет закрепленного жилья, подтверждается уведомлениями Росреестра по Самарской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ».
Также установлено, что на основании заявления Рачкова В.А. включена в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по городу Самаре, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Таким образом, судом установлено, что Рачкова В.А. до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечена, социальная выплата на приобретение жилого помещения ей не выделялась.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами и ответчиками не оспариваются, как и право Рачковой В.А. на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД (в редакции от 02.02.2011г.) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.
Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями названного Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии с настоящим Порядком.
Законом Самарской области от 05.03.2005 г. №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).
Согласно ст.ст. 5,6,8 вышеназванного Закона Самарской области № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
С учетом изложенного суд правильно признал несостоятельными доводы ответчиков о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, и правильно указал в решении, что эти доводы не могут служить основанием для отказа в иске. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких - либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о предоставлении Рачковой В.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству и правильно обязал предоставить такую выплату ответчиков - Главу городского округа Самара, администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самары, поскольку государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.2005 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» переданы органам местного самоуправления, а Рачкова В.А. проживает в г.о. Самара.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара в апелляционной жалобе о том, что Департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу, неосновательны и не могут быть приняты во внимание, поскольку полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары. Согласно ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно ст. 22 Устава городского округа Самара в структуру органов местного самоуправления, в том числе, входят Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией. При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции глава, администрация и Департамент управления имуществом г.о. Самара, в связи с чем неосновательны и не могут быть приняты во внимание ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд в резолютивной части не указал, в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательство по предоставлению истцу социальной выплаты.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено. Аргументов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: