Судья: Зуморина Л.В. Гр.д. № 33-4192
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 мая 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Подольской А.А.
судей: Пискуновой М.В., Пияковой Н.А.
при секретаре: Пряниковой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Улановой Т.Ф. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 29 февраля 2012 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Улановой Т.Ф. об обязании Администрации г.о. Сызрань Самарской области обеспечить Уланову Т.Ф., 23.11.1988 г.р., вне очереди жилым помещением по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Уланова Т.Ф. (до регистрации брака 26.11.2011г. Стрюкова) обратилась в суд с иском к администрации г.о. Сызрань, КЖКХ администрации г.о.Сызрань о признании жилого помещения, расположенного по адресу – <адрес> непригодным для проживания, об обязании Администрации г.о.Сызрань предоставить Стрюковой Т.Ф., 23.11.1988 г.р., жилое помещение, пригодное для проживания, общей площадью не менее 33 кв.м. и стоимостью не менее 1018 644 руб.
В последующем Уланова Т.Ф. исковые требования уточнила и просила обязать Администрацию г.о.Сызрань обеспечить ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм. (л.д.107)
В обоснование требований указала, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Кроме нее в указанной квартире также зарегистрирован ее брат Чибриков С.А., 1982 г.р.
Согласно акту комиссионного обследования от 20.09.2010г. указанная квартира, находится в аварийном состоянии и в ней невозможно проживать, так как в ней отсутствуют условия для нормального существования, а именно: разбиты стекла, отопление отсутствует, стены находятся в неудовлетворительном состоянии, отсутствуют электроэнергия и водоснабжение, входная дверь заколочена досками и держится на гвоздях.
Кроме этого, квартира имеет площадь 14 кв.м. и на каждого зарегистрированного приходится 7 кв.м. жилой площади, что не соответствует учетной норме жилой площади.
Указала также, что с самого рождения и до 2004г. проживала с бабушкой Стрюковой М.А. и дедушкой Стрюковым Н.И. по адресу: <адрес>., обучалась в Вязовской средней школе, затем продолжила обучение в Государственном образовательном учреждении Профессиональное училище № 36, находящееся в Ульяновской области, р.п.Радищево.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 22.03.2005г. родители Улановой Т.Ф. лишены в отношении нее родительских прав.
На основании приказа ГОУ НПО ПУ № 36 № 2-114 от 29.07.2005г. «О зачислении на полное государственное обеспечение» с 11.04.2005г. Уланову Т.Ф. зачислили на полное государственное обеспечение.
Ее общественным опекуном была назначена ее классный руководитель Мустафина Р.Ш.
Считает, что имеет право на признание ее нуждающейся в получении жилой площади и постановке ее на учет, как нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья, поскольку она является лицом, оставшимся без попечения родителей, а органы исполнительной власти должны обеспечить ее по месту жительства вне очереди жилой площадью не менее 33 кв.м и стоимостью не менее 1 018 644 руб. (33 кв.м. х 30 868 руб.).
Указала также, что неоднократно обращалась в различные инстанции г.Сызрань (в Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о.Сызрань, в Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о.Сызрань), но вопрос с обеспечением ее жильем не решен на протяжении 3-х лет, поэтому и обратилась в суд с данным иском.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Улановой Т.Ф. просит решение суда изменить, поскольку истица имеет право на получение жилья во внеочередном порядке.
В заседании судебной коллегии истица Уланова Т.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержала и указала, что обращалась в органы опеки и попечительства с заявлением о постановки ее на учет как нуждающейся в получении жилья, однако ей по надуманным основаниям заявление вернули, на очередь не поставили. Проживать в квартире, где она зарегистрирована, невозможно.
Представитель Улановой Т.Ф. –Низамов Р.А. просит решение суда отменить, поскольку судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Для данной категории спора не установлен досудебный порядок урегулирования спора, следовательно, при наличии представленных суду всех документов, подтверждающих отсутствие у истицы жилого помещения, иск должен быть удовлетворен.
Представитель Администрации г.о. Сызрань, КЖКХ Администрации г.о. Сызрань, УВСМиД Администрации г.о. Сызрань в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассматривать дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с момента приобретения ими данного статуса, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и не имеющих закрепленного жилого помещения, в возрасте от 18 до 23 лет.
В соответствии с п.2 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД (в редакции от 02.02.2011г. № 6-ГД) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечиваются жилыми помещениями следующие категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечении родителей».
Согласно ст.3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД (в редакции от 02.02.2011г. № 6-ГД) нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Из преамбулы данного закона следует, что настоящий закон определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен настоящим законом, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что решением Сызранского городского суда Самарской области от 23.03.2005г. родители Улановой (до брака Стрюкова) Т.Ф.: Стрюков Ф.Н. (отец) и Стрюкова М.Н. (мать) лишены родительских прав в отношении дочери Стрюковой (после регистрации брака Улановой) Т.Ф., 23.11.1988 года рождения.
На основании приказа ГОУ НПО ПУ-36 № 2-114 от 29.07.2005г. «О зачислении на полное государственное обеспечение» истица зачислили на полное государственное обеспечение с 11.04.2005г. Ее общественным опекуном была назначена ее классный руководитель Мустафина Р.Ш.
Согласно справке УВСМиД Администрации г.о. Сызрань от 10.08.2009г. Стрюкова (после регистрации брака Уланова) Т.Ф., 23.11.1988 года рождения, является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из ответов УВСМиД Администрации г.о.Сызрань от10.11.2009г. и от 11.05.2010г. следует, что за Стрюковой (после регистрации брака Улановой) Т.Ф., 1988 г.р., на территории г.Сызрани жилое помещение не закреплялось, но имеется регистрацию по адресу - <адрес>.
Судом установлено, что с самого рождения 23.11.1988 года и по 30.08.2004г. Уланова Т.Ф. проживала в <адрес> с бабушкой Стрюковой М.А., что подтверждается справкой Главы Администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области от 17.06.2012г.
С 2004г. до 2009г. обучалась в Государственном образовательном НПО Профессиональное училище № 36, по адресу - <адрес>.
Из справки КЖКХ Администрации г.о.Сызрань от 27.01.2012г. следует, что Уланова Т.Ф. имеет регистрацию в квартире № <адрес> с 08.12.1988 года, нанимателем которой являлась Стрюкова М.Н. (мать истца), которая умерла 09.09.2009 г.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что Уланова Т.А. имеет право пользования жилым помещением по договору социального найма, а именно квартирой № <адрес>, доказательств обратного суду не представлено.
Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 30.01.2012г. № 135 утвержден список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья на 2012 год, согласно приложения № 1.
Согласно приложения № 1 к Постановлению Главы Администрации г.о.Сызрань № 135 от 30.01.2012г. Уланова Т.Ф. не включена в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья на 2012 год.
Истица не отрицает, что в установленном законом порядке, в возрасте до 23 лет, она не подала заявление с необходимым пакетом документов для постановки на учет для получения жилого помещения. Как не отрицается и факт того, что фактически она с детства и по настоящее время проживала в Ульяновской области.
Таким образом, хотя Уланова Т.Ф., 23.11.1988 года рождения и является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения, окончившей пребывание в учреждении профессионального образования, однако в установленном законом порядке с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органы исполнительной власти по месту жительства фактического проживания (Ульяновская область) или по месту регистрации не обращалась. За ней сохраняется регистрация в квартире № <адрес>.
Установлено также, что 08.09.2010г. истица обратилась с заявлением к руководителю КЖКХ Администрации г.о.Сызрань Пашкину А.В. о включении квартиры № в доме <адрес> в программу капитального ремонта.
Согласно акту комиссионного обследования от 20.09.2010г. в указанной выше квартире отсутствует остекление, имеется печь, проводка нарушена, выключатели отсутствуют, потолок беленый, полы дощатые, стены в неудовлетворительном состоянии, в кухне имеется плита в неудовлетворительном состоянии. В квартире захламленность, мусор, печная труба требует ремонта, входная дверь заколочена досками, держится на гвоздях.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действующее в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. N 494.
В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.
В п. 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что истица обращались с письменным заявлением в администрацию г.о. Сызрань, КЖКХ администрации г.о. Сызрань о включении указанного выше жилого дома, в список муниципальных жилых домов подпадающих под статус аварийного и непригодного для проживания жилья с целью последующего предоставления им благоустроенного жилого помещения.
Данные обстоятельства подтверждаются ответом КЖКХ Администрации г.о.Сызрань от 25.02.2010г., согласно которому жилой дом <адрес> в порядке, определенном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г., аварийным не признан.
Из заявления представителя Межведомственной комиссии при Администрации г.о.Сызрань - Солощевой М.А. от 06.02.2012г. следует, что с момента создания и до настоящего времени в Межведомственную комиссию заявлений о признании жилого помещения - квартиры по адресу - <адрес> непригодным для проживания не поступало.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Улановой Т.Ф. отсутствуют.
Истица не отрицала, что действия органов опеки и попечительства в части непринятия заявления о постановки на учет, ею не оспаривались.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на основании Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истица имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, так как она относится к лицам, оставшимся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения, не находящейся в образовательных учреждениях, судебной коллегией отклоняются, поскольку суд не наделен полномочиями по предоставлению жилых помещений. Доказательства того, что Уланова Т.Ф. в установленном законом порядке поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту жительства фактического проживания (Ульяновская область) или по месту регистрации, в материалах дела не имеется, кроме того, за ней сохраняется регистрация в квартире № д. <адрес>.
Ссылки на то, что в жилом помещении по адресу <адрес> нельзя проживать, не влекут оснований для удовлетворения иска по заявленным основаниям, поскольку истица не лишена права на обращение в органы местного самоуправления для постановки на учет для получения жилого помещения по иным основаниям.
Доводы о том, что в комнате 14 кв.м. зарегистрирован также брат истицы, не влекут возникновения права на обязание Администрации г.о. Сызрань в судебном порядке предоставить истице вне очереди жилое помещение за счет средств областного бюджета.
При таких обстоятельствах, основания для отмены судебного решения по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 29 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Улановой Т.Ф. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: