Судья Орлова Л.А. гр. дело № 33-4880/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.,
судей Шилова А.Е., Евдокименко А.А.,
при секретаре Елютиной И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Промышленного районного суда г. Самары от 04 апреля 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Качайкина О.И., Качайкиной Т.Е., Качайкина М.О., Качайкина А.О., Качайкиной А.О. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара - удовлетворить.
Признать за Качайкиным О.И., Качайкиной Т.Е., Качайкиным М.О., Качайкиным А.О., Качайкиной А.О. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, заключить с ними договор социального найма на спорное жилое помещение».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., возражения на жалобу представителя Качайкина О.И. – Таскаева А.В., действующего по доверенности, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Качайкин О.И., Качайкина Т.Е., Качайкин М.О., Качайкин А.О., Качайкина А.О. обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Качайкину О.И., как военнослужащему, и членам его семьи на основании решения жилищной комиссии была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, на состав семьи 5 человек.
Ранее данную квартиру занимал военнослужащий, который выехал в другое место жительства.
Указанный многоквартирный жилой дом строился на средства Министерства обороны РФ.
В 2006 году данный дом передан в муниципальную собственность г.о. Самара.
Жилое помещение им было предоставлено на законных основаниях, так как они являлись нуждающимися в жилом помещении и Качайкин О.И. состоял в списках очередников.
После предоставления квартиры они перевезли в неё свои личные вещи, а также часть имущества, и оплатили задолженность по коммунальным платежам.
Однако Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал им в заключении договора социального найма в связи с тем, что органом местного самоуправления решение о предоставлении ему указанного жилого помещения не принималось.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, истцы просили суд признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и обязать ответчика заключить с ними договор социального найма на данное жилое помещение.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит решение суда отменить как незаконное, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Качайкина О.И. – Таскаев А.В. в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Выслушав объяснения представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания приведенной выше нормы право на получение жилого помещения по договору социального найма закреплено за категориями граждан, указанных не только в Жилищном кодексе РФ, но и в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона РФ № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона РФ № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Из материалов дела видно, что Качайкин О.И. ранее проходил военную службу в Вооруженных силах РФ.
Приказом командира ПриВо № 325 от 02.11.2009 г., истец был уволен в запас. Его выслуга в календарном исчислении составляет 21 год 4 месяца.
Судом установлено, что с 05.03.2001 г. Качайкин О.И. состоял в списке военнослужащих нуждающихся в получении жилья. В общем списке он стоял под номером 9.
Решением жилищной комиссии тыловых частей и учреждений Самарского гарнизона от 11.09.2010 г., подполковнику запаса Качайкину О.И. на состав семьи, состоящий из 5 человек, распределена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, с исключением из списков очередников на получение жилья и заключением договора социального найма, что подтверждается копией протокола № 3 заседания жилищной комиссии тыловых частей и учреждений Самарского гарнизона от 11.09.2010 года, утвержденного председателем указанной выше жилищной комиссии.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Правительства РФ от 28.09.2005 года № 1521-р, в муниципальную собственность г. Самары были переданы находящиеся в федеральной собственности объекты Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенные в г. Самаре, в том числе <адрес>.
Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара № 15-07-06/9481 от 12.03.2012 г., объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью. Квартира включена в реестр муниципального имущества 28.09.2005 года за № 015512-104 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 1521-р от 28.09.2005 года /л.д. 95/.
Установлено также, что ранее данное жилое помещение занимал военнослужащий ФИО10 и члены его семьи на основании решения жилищной комиссии Самарской КЭЧ района, которые выехали в другое место жительства, освободив жилое помещение /л.д. 38-42, 64-65/.
Согласно сообщению Департамента управления имуществом городского округа Самара от 22.12.2011 года № 15-07-25/65709, Качайкину О.И. отказано в заключении договора социального найма на <адрес> в связи с тем, что органом местного самоуправления решение о предоставлении ему указанного жилого помещения не принималось.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
По смыслу указанной нормы, реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Закон РФ «О статусе военнослужащих» допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
То обстоятельство, что в силу пункта 2 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, не исключает возможности предоставления таким военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма на основании пункта 5 статьи 15 указанного Закона.
В силу статьи 47 Устава городского округа Самара полномочия по распоряжению жилищным фондом г.о. Самара, в том числе и по заключению договоров социального найма, возложены на Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, и учитывая, что решение жилищной комиссии тыловых частей и учреждений Самарского гарнизона от 11.09.2010 г. о предоставлении Качайкину О.И. на состав семьи 5 человек жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, никем не оспорено и недействительным не признано, истцы вселились в жилое помещение по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, а также принимая во внимание, что право пользования истцами жилым помещением, предоставленном на законных основаниях, никем не оспорено, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований о признании за Качайкиным О.И., Качайкиной Т.Е., Качайкиным М.О., Качайкиным А.О., Качайкиной А.О. право пользования жилым помещением, и обоснованно возложил на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность заключить с ними договор социального найма указанного выше жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара о том, что выводы суда не основаны на законе, несостоятельны, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы Департамента управления имуществом городского округа Самара в апелляционной жалобе о неправомерности распределения истцам спорного жилого помещения, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, и в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дал соответствующую правовую оценку.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 04 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи