Судья Законов М.Н. гр. дело № 33 - 4483/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Подольской А.А.
Судей: Пискуновой М.В., Назейкиной Н.А.
При секретаре: Поваровой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Минюста РФ по Самарской области на заочное решение Чапаевского городского суда Самарской области от 15 марта 2012 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании ее прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц -оставить без удовлетворения.
Копию заочного решения направить истцу, ответчику не позднее чем в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области обратилось в суд с иском к Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании вышеуказанной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявления истец указал, что 11.06.1998 г. под ведомственным регистрационным номером 2549 Управлением юстиции Самарской области была зарегистрирована Чапаевская городская организация Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации».
С 1997 года данная Организация в нарушение ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в орган, принявший решение о государственной регистрации, не предоставляло соответствующие документы о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, своего названия и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, с указанного времени Организация не представляла в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объемах получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании ежегодно, что является нарушением абзаца 8 статьи 29 вышеуказанного закона и Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
Вышеназванные нарушения, как указал истец, в соответствии с ч. 4 ст. 29 и абз. 8 ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» являются основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Также истец указал, что согласно сведениям, содержащимся в Вестнике государственной регистрации (адрес в сети Интернет: http:// www.vestnik-gosreg.ru) запись об Организации отсутствует в Едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, Организация не исполнила требования п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001 г. согласно которому, уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные Законом, что является основанием для исключения такого юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области просило суд удовлетворить заявленные исковые требования, признать прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица Чапаевскую городскую организацию Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрированную Управлением юстиции Самарской области 11.06.1998 г., ведомственный регистрационный № 2549, и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области просит решение отменить, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
В заседании судебной коллегии представитель Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области – Бурханов А.А., действовавший на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Пояснил, что Чапаевская городская организация является общественной организацией. Позже, в связи с вступлением в силу Закона, эта организация преобразовалась, создалось юридическое лицо. Со вступлением в силу Закона «О государственной регистрации юридических лиц», они должны были перерегистрироваться. Этого сделано не было, однако данный факт не умоляет их обязанности заплатить штраф и перерегистрироваться.
Представитель Чапаевской городской организации – Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» в заседание судебной коллегии не явился. Извещен надлежащим образом. Причин не явки не сообщил.
Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены заочного решения.
Судом установлено, что согласно свидетельству о регистрации общественного объединения от 11.06.1998 г. № 593 Самарская областная организация Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» зарегистрирована в органах министерства юстиции, создана 03.12.1994 г., имеет статус региональный, организационно - правовую форму в виде политической организации. Юридический адрес: <адрес>, ОПЦ (л.д. 10).
Из заключения начальника Управления юстиции Самарской области следует, что Чапаевская городская организация Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия РФ» является местной политической организацией, и расположена по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Из ответа МИ ИФНС № 16 по Самарской области (л.д.32) от 02.03.2012 г. № 06-04/03815 следует, что сведения в отношении Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» в территориальной и федеральной базах ЕГРЮЛ отсутствуют.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В силу ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О политических партиях" региональное отделение политической партии ежегодно представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица (далее зарегистрированное структурное подразделение) ежегодно представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.
На основании ст. 29 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об общественных объединениях" общественные объединения обязаны:
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из п. 3.4 раздела III Устава «КПРФ» Чапаевское отделение КПРФ является местным отделением КПРФ, подлежит государственной регистрации только в случае принятия соответствующего решения ЦК КПРФ или его Президиума.
В соответствии с п. 3.1 указанного раздела Устава «КПРФ» в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.
В силу п. 3.4 указанного раздела Устава «КПРФ» Чапаевское отделение КПРФ, являясь местным отделением, входит в состав Самарского регионального отделения КПРФ.
Таким образом, что согласно Уставу «КПРФ», Чапаевское городское отделение КПРФ не является общественным объединением в форме самостоятельной политической партии КПРФ. Указанный статус Чапаевского городского отделения КПРФ как местного отделения КПРФ не позволяет ему самостоятельно решать вопросы, которые вправе решать общественные объединения. Также Чапаевское городское отделение КПРФ руководствуется в своей деятельности Уставом КПРФ, а также иными партийными документами.
В соответствии с п. 5.12. Устава «КПРФ» для решения политических, организационных и текущих вопросов Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету местного отделения КПРФ. Бюро Комитета местного отделения КПРФ:
- в случае государственной регистрации местного отделения КПРФ ежегодно представляет в уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации сведения о количестве выдвинутых местным отделением зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты;
- в случае государственной регистрации местного отделения КПРФ ежегодно представляет в уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации информацию о продолжении деятельности местного отделения с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копию направляемого в налоговые органы Российской Федерации финансового (бухгалтерского) отчёта местного отделения партии;
- в случае государственной регистрации местного отделения КПРФ информирует в трёхдневный срок уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации об изменении: наименования, юридического адреса местного отделения КПРФ, а также фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего права действовать без доверенности от его имени.
Согласно п. 6.11 Устава «КПРФ» для решения политических, организационных и текущих вопросов Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету регионального отделения КПРФ. Бюро Комитета регионального отделения КПРФ:
- ежегодно представляет в уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации сведения о количестве выдвинутых региональным отделением КПРФ зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты;
- ежегодно представляет в уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации информацию о продолжении деятельности регионального отделения КПРФ с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копию направляемого в налоговые органы Российской Федерации финансового (бухгалтерского) отчёта регионального отделения партии;
- информирует в трёхдневный срок уполномоченный территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации об изменении: наименования, юридического адреса регионального отделения КПРФ, а также фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего права действовать без доверенности от его имени.
При таких обстоятельствах, с учетом положений Устава ответчика, суд правомерно указал, что на Чапаевское городское отделение КПРФ как на местное отделение КПРФ не могут распространяться нормы указанного Федерального закона № 82 «Об общественных объединениях» в части информирования федеральных органов государственной регистрации о деятельности Чапаевского городского отделения КПРФ.
Поскольку согласно ответу МИ ФНС России по Самарской области сведения в отношении организации Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» в базах ЕГРЮЛ отсутствуют, судом обоснованно отказано в удовлетворении требований об исключении данного юридического лица из ЕГРЮЛ.
Таким образом, оценив изложенные выше фактические обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Чапаевской городской организации Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц не подлежит удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителем истца, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
Ссылка в жалобе на то, что ответчик не является структурным подразделением Коммунистической партии Российской Федерации, не состоятельны, поскольку опровергаются материалами дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Чапаевского городского суда Самарской области от 15 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи: