Судья: Чернышев М.В. гр.дело № 33-4972/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Калинниковой О.А.,
судей – Набок Л.А., Черкуновой Л.В.,
с участием прокурора Тихоновой Ю.В.,
при секретаре Кузьмине М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 марта 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Советского района г. Самары удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Моисеенко К.И. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.Самары согласно действующему законодательству».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г.Самары, действуя в интересах Моисеенко К.И., обратился в суд с иском к Главе г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Моисеенко К.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ней не закреплялось, личного жилья для проживания не имеет. На основании заявления Моисеенко К.И. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени Моисеенко К.И. жилое помещение не предоставлено, прокурор просил суд обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Моисеенко К.И. социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департаментом управления имуществом г.о. Самара ставится вопрос об отмене решения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Заявитель жалобы ссылается на то, что Департамент управления имуществом г.о. Самара не является надлежащим ответчиком по данному делу, возлагая на Департамент обязанность по предоставлению социальной выплаты, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара не явился, о дате и месте заседания извещался надлежащим образом.
Моисеенко К.И. против удовлетворения жалобы возражала, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение правильным и не находит оснований к его отмене.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. 2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из материалов дела, Моисеенко К.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Решением Советского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ мать - ФИО2 ограничена в родительских правах, отец - ФИО3., согласно свидетельству о смерти, умер ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Администрации Советского района г.Самары № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Моисеенко К.И. установлена опека, опекуном назначена ФИО1
То обстоятельство, что Моисеенко К.И. не имеет закрепленного жилья, подтверждается уведомлениями Росреестра по Самарской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ».
Также установлено, что на основании заявления Моисеенко К.И. включена в список граждан из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по городу Самаре, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ Моисеенко К.И. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г.Самара.
Таким образом, судом установлено, что Моисеенко К.И. до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечена, социальная выплата на приобретение жилого помещения ей не выделялась.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами и ответчиками не оспариваются, как и право Моисеенко К.И. на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД (в редакции от 02.02.2011г.) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.
Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями названного Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии с настоящим Порядком.
Законом Самарской области от 05.03.2005 г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).
Согласно ст.ст. 5,6,8 вышеназванного Закона Самарской области № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
С учетом изложенного суд правильно признал несостоятельными доводы ответчиков о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, и правильно указал в решении, что эти доводы не могут служить основанием для отказа в иске. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких - либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.
В ходе рассмотрения дела прокурор, действующий в интересах Моисеенко К.И., просил предоставить Моисеенко К.И. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований об обязании Главы г.о.Самара, администрации г.о.Самара, Департамента управления имуществом г.о.Самары предоставить Моисеенко К.И. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству.
Поскольку государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.2005 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» переданы органам местного самоуправления, а Моисеенко К.И. проживает в г.о. Самара, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в интересах Моисеенко К.И., заявленные к ответчикам.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара в апелляционной жалобе о том, что Департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу, неосновательны и не могут быть приняты во внимание, поскольку полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары. Согласно ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно ст.22 Устава г.о.Самара в структуру органов местного самоуправления, в том числе, входят Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии с Уставом г.о.Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией. При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции глава, администрация и Департамент управления имуществом г.о. Самара, в связи с чем неосновательны и не могут быть приняты во внимание ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд в резолютивной части не указал, в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательство по предоставлению истцу социальной выплаты.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства и в решении суда им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: