Судья: Сурков В.П. № 33 -4660/2012
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июня 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Моргачевой Н.Н.,
судей – Никоновой О.И. и Евдокименко А.А.,
при секретаре – Иванниковой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самары на решение Ленинского районного суда г. Самары от 29 марта 2012 г., которым постановлено:
«Заявление Лавровой Д.П. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в принятии на учёт Лавровой Д.П. в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара принять Лаврову Д.П. н учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения с момента отказа в постановке на учёт.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Никоновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаврова Д.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в принятии на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что она, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> у своей племянницы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, в квартире общей площадью 18,5 кв. м, жилой 13 кв. м, с частичными удобствами (газ и горячая вода отсутствуют). Кроме неё и племянницы в указанной квартире прописаны и проживают: сын племянницы - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также её - заявителя родная сестра, которая является матерью племянницы - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид первой группы.
Ранее она проживала в <адрес> Часть дома общей площадью 48,86 кв. м, жилой 23,8 кв. м и часть земельного участка площадью 637 кв.м. она приобретала за счёт своих сбережённых за время работы средств. Родных, кроме племянницы и сестры у неё нет. Приобретённый ею дом, кроме электричества, был без удобств, с печным отоплением.
В силу преклонного возраста и состояния здоровья заявитель больше не могла одна проживать в доме. Домовладение было ветхим, требовало ремонта, ни средств, ни физических сил для восстановления дома она не имела и решила его продать. За ней приехала племянница и забрала к себе. Денежные средства вырученных за дом были потрачены на переезд и на лечение заявителя.
Переехав в <адрес>, как ветеран Великой отечественной войны она обратилась с заявлением в Департамент управления имуществом г.о. Самара о постановке на учёт в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих территории <адрес>», однако получила уведомление, подписанное руководителем ДУИ г Самара по жилищным вопросам, об отказе в постановке её на учет, в связи с тем, что она менее 5 лет назад совершила действия, приведшие к ухудшению жилищных условий.
С указанным решением комиссии она не согласна, считает его незаконным, поскольку жилищные условия ею намеренно не ухудшались.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в принятии её на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара принять её на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары просит решение отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме. Ссылается на отсутствие нарушений прав заявителя Департаментом управления имуществом г.о. Самары, а также на отсутствие оснований для удовлетворения требований Лавровой Д.П.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что в соответствии с положениями части 1 статьи 257 ГПК РФ к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).
В необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в частности: соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления либо должностное лицо, уполномоченные на решение вопросов в данной сфере государственного управления либо местного самоуправления, если принявший оспариваемое решение, совершивший действие (бездействие) орган не относится к органам государственной власти или органам местного самоуправления, но наделен властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Главы г.о. Самары от 26.08.2008 года №666 в редакции от 19.12.2011 года «О комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Самара» к компетенции комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Самара относится постановка на учет, отказ в постановке на учет и снятие с учета граждан, относящихся к отдельным категориям в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Лавровой Д.П. о признании незаконным отказа Департамента управления имуществом г.о. Самары в постановке на учет и обязывая указанный орган муниципальной власти поставить заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не установил юридически значимые обстоятельства по делу, а именно, что решение по заявлению Лавровой Д.П. о постановки на учет в качестве нуждающееся рассмотрено и разрешено Комиссией по жилищным вопросам Администрации городского округа Самара, а не Департаментом управления имуществом г.о. Самары, на который в соответствии с пунктом 3.2.1 Решения Думы городского округа Самара от 28.05.2009 года №754 «Об утверждении положения «О порядке управления и распоряжения муниципальным фондом городского округа Самара» возложена обязанность по организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
Таким образом, принятым решением непосредственно затрагиваются права и обязанности Администрации городского округа Самара, которая не была привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда необходимо отменить и принять по делу новое решение.
В ходе рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции в соответствии со статьей 257 ГПК РФ в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г.о. Самары.
В судебном заседании представитель заявителя Косачева Т.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, указала, что заявитель не согласна с решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. Самары, считает его незаконным и просит его отменить и обязать органы самоуправления, обладающие соответствующими полномочиями поставить Лаврову Д.П. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самары возражала против удовлетворения заявления, поскольку считает решение комиссии об отказе в постановке на учет правильным. Также пояснила, что органом ответственным за постановку граждан на учет в качестве нуждающихся является Администрация г.о. Самары.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Согласно статье 2 Закона самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан: 2.1) граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Самарской области №87-ГД от 11.07.2006 года нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Лаврова Д.П. обратилась в Администрацию г.о. Самары с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения в соответствии с Законом Самарской области от 11 июля 2008 года №87-ГД, как Ветеран Великой отечественной войны, постоянно проживающая на территории <адрес>, обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (л.д. №). К заявлению Лавровой Д.П. были приложены все требуемые органом местного самоуправления документы, что следует из расписки о принятии документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по жилищным вопросам Администрации г.о. Самары приняла решение об отказе в постановке на учет Лавровой Д.П. в качестве нуждающегося, поскольку заявителем совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий менее 5 лет назад.
О данном решении комиссии Лаврова Д.П. была уведомлена Департаментом управления имуществом г.о. Самары ДД.ММ.ГГГГ письмом №(л.д.№).
Кроме того, в суд апелляционной инстанции представитель Администрации г.о. Самары представил сведения о вынесении Администрацией Постановления г.о. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Лавровой Д.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, изложенным в решении комиссии.
Судебная коллегия полагает, что решение комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. Самары является незаконным и нарушает жилищные права заявителя по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Лаврова Д.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). Квартира № является однокомнатной и имеет общую площадь 18,5 кв.м. и жилую площадь 13 кв.м (л.д.12).
Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 (племяннице заявителя) и ФИО2 (сыну ФИО1), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
В квартире, принадлежащей ФИО1,Н.С., кроме собственников и заявителя проживает и зарегистрирована ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения (сестра заявителя), являющаяся инвалидом 1 группы, что подтверждается актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), справкой о составе семьи (л.д.№), справкой об инвалидности (л.д.№).
Иного жилого помещения на праве собственности либо в пользовании по договору социального найма, заявитель и члены ее семьи не имеют, что подтверждается сведениями из ЕГРП и ФФГУП «Ростехинвентаризация» (л.д.№).
Кроме того, Лаврова Д.П. является Ветераном Великой Отечественной Войны, что подтверждается удостоверением Серии № от № (л.д.№).
Таким образом, заявитель имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Законом Самарской области №87-ГД от 11.07.2006 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
В ходе судебного разбирательства, также установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ заявитель проживала в <адрес>, в <адрес>. Часть <адрес> общей площадью 48,86 кв.м, жилой 23,8 кв.м и часть земельного участка площадью 637 кв. м. находились в ее собственности. Указанный дом без удобств, с печным отоплением, без воды и санузла.
Из пояснений представителя заявителя следует, что в силу преклонного возраста и состояния здоровья, а именно перенесённого инфаркта, Лаврова Д.П. не могла проживать одна в доме без удобств, в связи с чем, продала принадлежащую ей долю за 250000 рублей (согласно пункту 6 договору купли продажи от 05.2011 года). Оснований не доверять указанным пояснениям, у судебной коллегии не имеется. Доказательств обратному, представителем заинтересованного лица, не представлено.
Установлено также, что жилья в связи с обладанием статуса ветерана Великой Отечественной войны заявитель не получала. Родных, кроме племянницы и сестры у неё нет. По состоянию здоровья Лаврова Д.П. проживать одна не может. Доказательств наличия возможности приобретения жилого помещения на вырученные от продажи доли дома денежные средства заинтересованными лицами не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что заявитель не совершала намеренных действий по ухудшению жилищных условий, а именно умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут служить основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
Согласно пункту статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая обстоятельства, установленные по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что заявлением Лавровой Д.П. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся является обоснованным, в связи с чем, Администрация г.о. Самары, как орган, наделенный соответствующими полномочиями, обязана принять Лаврову Д.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ (с момента отказа в принятии на учет).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 29.03.2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление Лавровой Д.П. - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учёт Лавровой Д.П. в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать Администрацию городского округа Самары принять Лаврову Д.П. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационной порядке.
Председательствующий:
Судьи: