Жалоба на действия ФБУ `Кадастровая палата` по С/о



Судья Титовец М.В. гр.дело №33-4438/2012

Апелляционное определение

«28» мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шуковой Н.М.,

судей Сказочкина В.Н., Назейкиной Н.А.,

при секретаре Пряниковой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области на решение Самарского районного суда г.Самары от 07 марта 2012 года, которым постановлено:

«Заявление Федосеевой С.В. на действия ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области удовлетворить частично.

Признать решение ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области №63-00-119/12-2018 от 13.01.2012 года о приостановлении осуществления государственного учета незаконным.

Обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области возобновить рассмотрение заявления Федосеевой С.В. о произведении государственного учета <адрес>.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области Зубковой Н.М. (по доверенности №63 АА 1219371 от 18.05.2012 года) в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя истца Ивлевой С.В. (по доверенности №63 АА 1218082 от 28.04.2012 года), судебная коллегия

Установила:

Федосеева С.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения о приостановлении осуществления государственного учета.

В обоснование заявления Федосеева С.В. указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит ей на основании решения Октябрьского районного суда от 22.09.2011 года. С целью регистрации права собственности в установленном законом порядке, постановки квартиры на кадастровый учет и получения кадастрового паспорта она обратилась в ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области с соответствующим заявлением, приложив документы: решение Октябрьского районного суда от 22.09.2011 года; технический паспорт помещения, выполненный Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»; доверенность представителя. Однако, решением ФБУ «Кадастровая палата» №63-00-119/12-2018 от 13.01.2012 года государственный учет квартиры был приостановлен на том основании, что в ЕГРОКС отсутствуют сведения о здании, в котором расположена спорная квартира, и ей было предложено предоставить технический паспорт на весь объект недвижимости – жилой дом. Считая данное решение незаконным, нарушающим права заявителя, Федосеева С.В. просила суд признать незаконным решение ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области №63-00-119/12-2018 от 13.01.2012 года о приостановлении осуществления государственного учета. А также обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области произвести государственный учет объекта капитального строительства - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и выдать кадастровый паспорт указанной квартиры.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области просит отменить решение суда, считая его незаконным, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Федосеевой С.В.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.

Удовлетворяя заявление Федосеевой С.В., суд указал, что приостановление осуществления государственного учета на объект капитального строительства – жилое помещение в связи с отсутствием в ЕГРОКС сведений о здании, в котором расположена спорная квартира, незаконно, поскольку филиал ФГБУ «Кадастровая палата» по Самарской области не имел законных оснований к приостановлению осуществления государственного учета. Решение ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области №63-00-119/12-2018 от 13.01.2012 года о приостановлении осуществления государственного учета нарушает права Федосеевой С.В., как собственника недвижимого имущества, создает ей препятствия в осуществлении своих прав и противоречит требованиям действующего законодательства.

Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.

На основании ст.258 ГПК РФ суд может признать действия государственного органа незаконным, если будет установлено, что данным органом нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела следует, что решением Октябрьского районного суда г.Самары от 22.09.2011 года за Федосеевой С.В. признано право собственности на трехкомнатную <адрес>, расположенную <адрес> площадью с учетом прочей (с коэффициентом) 124,50 кв.м, общей площадью квартиры 120,70 кв.м, жилой площадью 59,90 кв.м. Указанное решение вступило в законную силу 07.10.2011 года. Из текста данного судебного постановления следует, что жилой дом <адрес> является незавершенным строительством объекта.

Во исполнение указанного судебного постановления 11.01.2012 года Федосеева С.В. обратилась в ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области с заявлениями №63-0-1-94/3001/2012-6 о постановке на государственный учет объекта капитального строительства квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу, представив документы: решение Октябрьского районного суда от 22.09.2011 года; технический паспорт помещения - квартиры, выполненный Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»; доверенность представителя.

Однако, решением ФБУ «Кадастровая палата» №63-00-119/12-2018 от 13.01.2012 года государственный учет жилого помещения был приостановлен, поскольку в ЕГРОКС отсутствуют сведения о здании – жилом многоквартирном доме, в котором расположена квартира Федосеевой С.В., а заявителем не представлены необходимые для государственного учета документы.

В силу ст.43 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения данного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период положения указанного Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу данного закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 ст.43 указанного закона. Органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливается порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период (далее - порядок осуществления государственного учета в переходный период).

В соответствии с приказом №577 от 14.10.2011 года Министерства экономического развития РФ, зарегистрированным в Минюсте РФ 21.11.2011 года №22352, утвержден Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, который введен в действие на территории Самарской области с 01.01.2012 года.

Указанный порядок устанавливает правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в том числе:

1) основания и сроки осуществления такого учета;

2) порядок представления документов для осуществления такого учета;

3) состав необходимых для осуществления такого учета документов;

4) основания для приостановления осуществления такого учета и отказа в его осуществлении;

5) порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, государственный учет которых осуществлен в переходный период, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих эти сведения документов.

Пунктом 21 указанного Порядка предусмотрен перечень документов, необходимых для осуществления государственного учета, которые должны быть представлены вместе с заявлением в орган кадастрового учета:

1) технический план объекта учета (при постановке на учет, учете изменений, за исключением государственного учета в связи с изменением указанных в подпунктах 6, 8 - 11, 13, 16 пункта 14 Порядка сведений) или копия разрешения на ввод объекта учета в эксплуатацию, если указанное разрешение выдано после 1 сентября 2012 г. (при постановке на учет или учете изменений такого объекта, за исключением государственного учета в связи с изменением указанных в подпунктах 6, 8 - 11, 13, 16 пункта 14 Порядка сведений о таком объекте учета);

2) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета (при снятии с учета такого объекта учета);

3) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

4) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект учета (при постановке на учет образуемого объекта учета, при учете изменений объекта учета или снятии с учета объекта учета и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект учета в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

5) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, помещения или сооружения, наименования сооружения (при государственном учете в связи с изменением указанных в подпунктах 10, 11, 13, 16 пункта 14 Порядка сведений о таком здании, помещении или сооружении);

6) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством присвоение (изменение) адреса объекту учета (при государственном учете в связи с изменением адреса объекта учета).

В соответствии с п.49 вышеназванного Порядка, если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для государственного учета документы.

Федосеева С.В. обратилась с заявлением о постановке на кадастровый учет только принадлежащей ей квартиры, хотя сведений о постановке на государственный учет жилого многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в целом в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области №63-00-119/12-2018 от 13.01.2012 года о приостановлении осуществления государственного учета является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами действующего законодательства, права Федосеевой С.В. не нарушены.

Выводы суда об удовлетворении заявления Федосеевой С.В. в части признания решения ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области №63-00-119/12-2018 от 13.01.2012 года о приостановлении осуществления государственного учета незаконным и возложении обязанности на ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области по возобновлению рассмотрения заявления Федосеевой С.В. о произведении государственного учета квартиры по адресу: <адрес>, основаны на неправильном применении норм материального права.

Ссылка представителя Федосеевой С.В. – Ивлевой С.В. на наличие вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда от 22.09.2011 года о признании за Федосеевой С.В. права собственности на спорную квартиру и его исполнение несостоятельна, поскольку наличие самого судебного постановления не освобождает заявителя от обязанности осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости с соблюдением установленного порядка.

При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда об удовлетворении заявления Федосеевой С.В. является неправильным, оно подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов дела в отношении возникшего спора, представленных доказательств, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления Федосеевой С.В.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Самарского районного суда г.Самара от 07 марта 2012 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

«В удовлетворении заявления Федосеевой С.В. об оспаривании решения ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области №63-00-119/12-2018 от 13.01.2012 года о приостановлении осуществления государственного учета отказать».

Председательствующий

Судьи