О постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения без очереди



Судья: Волкова М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-5887

3 июля 2012 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Николаевой Н.М.,

судей - Евдокименко А.А. и Моргачевой Н.Н.,

при секретаре – Егоровой Ю.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам – Султановой Е.А. и Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 18 апреля 2012 года, которым постановлено:

«Иск Султановой Е.А. удовлетворить частично. Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Султановой Е.А. жилую площадь в городе Тольятти, на состав семьи один человек, по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание своей апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу ответчика представителя истца – Султанова Р.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец – Султанова Е.А. обратился с иском к Мэрии г.о. Тольятти в обоснование своих требований указав, что истица - Султанова Е.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать - ФИО1 решением Ставропольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> (в настоящий момент - Султановой Е.А.) ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Сведения об отце ребенка <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления главы администрации Ставропольского района Самарской области истица была помещена в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних сроком на 4 месяца, содержалась за счет государства, а также за несовершеннолетней <данные изъяты> (в настоящий момент - Султановой) была сохранена жилая площадь по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в МУ СРЦ для несовершеннолетних «<данные изъяты>» <адрес>. Со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проживала <данные изъяты> ФИО3 по адресу: <адрес>. На основании распоряжения администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ договор о помещении истицы в <данные изъяты> ФИО3 был прекращен <данные изъяты>. Распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ истица была определена в качестве нуждающейся в государственной защите в МУ «СРЦ для несовершеннолетних «<данные изъяты>», где находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истица поступила на 1-й курс техникума <данные изъяты> и ей было предоставлено койко-место в общежитие, где последняя была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии истице продлили регистрацию по месту указанного пребывания с ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истица состоит в зарегистрированном браке с ФИО2, с которым имеют на иждивении малолетнего ребенка, дочь ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако по данному адресу фактически не проживает. Вместе с супругом - ФИО2 истица вынуждена снимать жилое помещение. Ранее истица была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Закрепленного жилья истица не имеет. Распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек. Впоследствии истица в связи с изменением фамилии, состава семьи и места жительства обратилась с заявлением к Главе Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области с просьбой внести соответствующие изменения в учетное дело и передать учетное дело в Управление жилищной политики г.о. Тольятти для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, как лица из числа детей оставшихся без попечения родителей по новому месту жительства. Вместе с тем, согласно выписки из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ истице - Султановой Е.А. было отказано в постановке на учет в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Султанова Е.А. считает отказ незаконным и необоснованным. На основании изложенного истица просила суд: 1) обязать Мэрию г.о. Тольятти поставить ее с составом семьи три человека на учет нуждающихся в жилом помещении, с учетом требований п. 2.10 Порядка утвержденного постановлением Правительства Самарской области №421 от 29 октября 2008 года; 2) обязать Мэрию г.о. Тольятти представить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма в г.о. Тольятти на состав семьи три человека, не менее 63 кв.м. общей площади жилого помещения на момент предоставления жилого помещения; 3) взыскать с Мэрии г.о. Тольятти в ее пользу судебные расходы, связанные с оформлением нотариальной доверенности в размере 1 060 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Султанова Е.А., и ответчик – Мэрия г.о. Тольятти считают неправильным, просят его отменить и принять по делу новое решение, которым истица просит удовлетворить её исковые требования в полном объеме, а ответчик просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб – Султановой Е.А. и Мэрии г.о. Тольятти судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при этом жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, а в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание, в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 7 июля 2005 года №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года №421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (далее - уполномоченные органы), в соответствии с настоящим Порядком.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - граждане, уволенные с военной службы), а также государственными полномочиями Самарской области по постановке на учет и учету граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Из материалов дела видно, что истица - Султанова Е.А. (до заключения брака -<данные изъяты>) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать - ФИО1 решением Ставропольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, а сведения об отце ребенка <данные изъяты>.

Судом первой инстанции также было установлено, что распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, с составом семьи 1 человек, заведено учетное дело (л.д.22).

Также из материалов дела видно, что на настоящий момент истица собственником приватизированного и другого жилья, зарегистрированного до ДД.ММ.ГГГГ, не является, при этом, из сообщения Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах истца на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Самарской области - отсутствуют.

С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения требований истца и возложении на ответчика обязанности по предоставлению истице – Султановой Е.А. жилого помещения в городе Тольятти Самарской области, вне очереди, на состав семьи один человек, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения на состав семьи – три человека, поскольку супруг и ребенок истца, статуса детей, оставшихся без попечения родителей не имеют, следовательно, по указанным основаниям право на внеочередное предоставление им жилого помещения также не имеют и могут претендовать на предоставление жилого помещения только на общих основаниях, поэтому, судебная коллегия находит доводы об обратном представителя истца, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельными и не основанными на законе.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что данная категория граждан будет обеспечиваться жилыми помещениями по мере поступления средств несостоятельны, поскольку ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривающие обязанность государства по обеспечению вне очереди жилыми помещениями лиц данной категории, не предусматривают исполнение государством данной обязанности, в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что принятым решением нарушены права лиц также имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений принятых на учет ранее истицы, поскольку не предусматривает возможности формирования очереди указанных категорий граждан и по смыслу закона жилые помещения должны им предоставляться без постановки в какую-либо очередь, после возникновения у них соответствующего права.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 18 апреля 2012 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы - Султановой Е.А. и Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -