Судья: Чернышев М.В. гр.дело № 33-5733/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,
судей - Черкуновой Л.В. и Никоновой О.И.
с участием прокурора Тихоновой Ю.В.
при секретаре Егоровой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 мая 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора <адрес> - удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Азизову Р.Э, единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте <адрес> согласно действующему законодательству».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <адрес> в интересах Азизова Р.Э. обратился в суд с иском к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Азизов Р.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ним не закреплялось, жилого помещения для проживания не имеет. Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара №-р от ДД.ММ.ГГГГ он включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени Азизову Р.Э. жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке не предоставлено, чем нарушаются его права, прокурор просил суд обязать Главу городского округа Самара, администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Азизову Р.Э. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем Департамента управления имуществом г.о. Самара ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Заявитель жалобы ссылается на то, что Департамент управления имуществом г.о. Самара не является надлежащим ответчиком по данному делу, и что, возлагая на Департамент обязанность по предоставлению социальной выплаты, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Представители ответчиков - Главы г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, представители 3-х лиц - Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.6 ФЗ РФ №189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ).
В силу п. 2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Азизов Р.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С момента признания его лицом, оставшимся без попечения родителей, проживал в городском социально-реабилитационном центре «<данные изъяты>», затем – в МОУ школа-интернат №, с ДД.ММ.ГГГГ проживал в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детском <адрес>. По окончании школы был зачислен в ГОУ СПО <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы, в ДД.ММ.ГГГГ освободился условно-досрочно, проживает у родственников жены.
То обстоятельство, что Азизов Р.Э. не имеет закрепленного жилья, подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по <адрес>.
Также установлено, что на основании заявления Азизова Р.Э. он распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара №-р от ДД.ММ.ГГГГ включен в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по городу Самаре, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Однако, как установлено судом, Азизов Р.Э. до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечен, социальная выплата на приобретение жилого помещения ему не выделялась.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами и ответчиками не оспариваются, как и право Азизова Р.Э. на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона <адрес> от 11.07.2006 г. № 87-ГД (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес> гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.
Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, определяется <адрес>.
Согласно ст. 5 Закона <адрес> от 07.07.2005г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством <адрес>.
Постановлением Правительства <адрес> от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями названного Постановления Правительства <адрес> от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии с настоящим Порядком.
Законом <адрес> от 05.03.2005 г. №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).
Согласно ст.ст. 5,6,8 вышеназванного Закона <адрес> № 77-ГД органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
С учетом изложенного суд правильно признал несостоятельными доводы ответчиков о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, и правильно указал в решении, что эти доводы не могут служить основанием для отказа в иске. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких - либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований об обязании Главы городского округа Самара, администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самары предоставить Азизову Р.Э. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству.
Поскольку государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом <адрес> № 77-ГД от 05.03.2005 года «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» переданы органам местного самоуправления, а Азизов Р.Э. проживает в г.о. Самара, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в интересах Азизова Р.Э., заявленные к ответчикам.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара в апелляционной жалобе о том, что Департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу, неосновательны и не могут быть приняты во внимание, поскольку полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары. Согласно ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно ст. 22 Устава городского округа Самара в структуру органов местного самоуправления, в том числе, входят Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией. При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета <адрес> детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции глава, администрация и Департамент управления имуществом г.о. Самара, в связи с чем неосновательны и не могут быть приняты во внимание ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд в резолютивной части не указал, в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательство по предоставлению истцу социальной выплаты.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено. Аргументов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328–329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: