Судья: Бетина Г.А гр. дело № 33-6310/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2012 года г. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего: Ефремовой Л.Н.,
судей Вачковой И.Г.,Черкуновой Л.В.
при секретаре Тимагине Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 02 мая 2012 года, которым постановлено:
«Иск Перепелкиной А.Д. удовлетворить.
Обязать мэрию г.о.Тольятти принять Перепелкину А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма составом семьи 1 человек ».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Громовой Л.Е. (представителя мэрии г.о.Тольятти) в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения Рокот Т.В. (представителя Перепелкиной А.Д.),
суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Истица - Перепелкина А.Д. (ДД.ММ.ГГГГ.рожд.) обратилась в суд к мэрии г.о.Тольятти с иском об обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав, что она (истица) является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.
В 2011г. в связи с преклонным возрастом, резким ухудшением состояния здоровья, необходимости постоянного постороннего ухода истица переехала из Республики Казахстан на постоянное место жительства в г.Тольятти к своей дочери ФИО2, которая обеспечивает ей постоянный уход.
Для переезда истица вынуждена была продать за <данные изъяты>) квартиру, в которой проживала по адресу: <адрес>
В настоящее время истица проживает квартире по договору найма по адресу: <адрес>; собственником указанной квартиры является ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, однако в принятии на учет ей было отказано по тем основаниям, что не истек срок(5 лет), предусмотренный ст.53 ЖК РФ, с момента продажи трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Истица просила суд признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать мэрию г.о.Тольятти поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Ответчик иск не признал, утверждая, что истице правомерно отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку с момента продажи вышеуказанной трехкомнатной квартиры не прошло пяти лет.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем мэрии г.о.Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.6 ФЗ РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ», с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее: нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании ч.2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно п. 2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Статьей четвертой указанного Закона установлено, что в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно положению ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007г. № 258-0-0, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Судом установлено, что истица Перепелкина А.Д.(ДД.ММ.ГГГГ года рождения) является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и имеет право на льготы и преимущества, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением и не оспаривается по существу ответчиком.
С ДД.ММ.ГГГГ истица зарегистрирована в <адрес> на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с собственником квартиры ФИО8
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истица проживает вместе со своей дочерью ФИО 2 в съемной квартире по адресу: <адрес>
Дочь истицы -ФИО2 в собственности жилья не имеет, зарегистрирована по адресу: <адрес>
Истица Перепелкина А.Д. также не имеет в собственности жилья.
ДД.ММ.ГГГГ Перепелкина А.Д. обратилась в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с составом семьи один человек.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов», Перепелкиной А.Д. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по тем основаниям, что не истек срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ (в связи с ухудшением истицей жилищных условий в октябре 2011г., а именно продажи трехкомнатной квартиры, общей площадью 68,4 кв.м., по адресу: <адрес> согласно договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ).
По мнению ответчика, истица продала трехкомнатную квартиру, ухудшив свои жилищные условия с целью постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с указанными доводами ответчика и обоснованно удовлетворил иск по следующим основаниям.
Так, из материалов дела следует, что истице Перепелкиной А.Д. на праве собственности принадлежала трехкомнатная квартира, общей площадью 68,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица продала указанную квартиру за 500 тысяч казахстанских тенге, что по курсу Центробанка России соответствует 106 063 российским рублям.
Материалами дела подтверждаются доводы истицы о том, что в 2011г. в связи с преклонным возрастом(79 лет), резким ухудшением состояния здоровья, необходимости постоянного постороннего ухода, она вынуждена была продать квартиру и переехать из Республики Казахстан, где у неё нет родственников, на постоянное место жительства в <адрес> к своей дочери ФИО2, которая обеспечивает ей постоянный уход; часть денежных средств от продажи квартиры была потрачена истицей на переезд и перевозку вещей, а оставшихся денежных средств недостаточно для приобретения жилья.
Истицей представлены медицинские документы о наличии у неё заболеваний и нуждаемости в постороннем уходе.
Суд обоснованно признал, что продажа истицей квартиры и последующий переезд к дочери являлись вынужденными мерами по поддержанию жизни и здоровья истицы, и не были направлены на ухудшение её жилищных условий с целью постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы представителя мэрии г.о.Тольятти о несогласии с решением суда, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную правовую оценку.
Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 02 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: