О предоставлении внеочередного жилого помещения



                        

Судья: Панкратова Т.В.               Гр. дело №33-6624/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего         Гороховика А.С..

судей                     Сафоновой Л.А., Сивохина А.Д.

с участием прокурора        Гуляева Е.С.

при секретаре            Пряниковой Т.Н.    

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах Вострецова Е.А. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

по апелляционной жалобе Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти от 15 мая 2012 года

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., заключение прокурора, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах Вострецова Е.А. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В обоснование своих требований указал, что Вострецов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей: отец, ФИО1 решением суда от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в отношении сына, мать, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Вострецов Е.А. достиг совершеннолетнего возраста, обучается на 2 курсе <данные изъяты>, проживает по адресу: <адрес> с родственниками, где зарегистрировано 4 человека. Закрепленного жилья Вострецов Е.А. не имеет. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения с составом семьи один человек, однако до настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жильем не обеспечен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили суд обязать Мэрию т.о. Тольятти предоставить Вострецову Е.А. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.

Решением Центрального районного суда г.Тольятти от 15 мая 2012 года постановлено:

«Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Вострецову Е.А. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья».

В апелляционной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить. При этом указывает, что Мэрия г.о. Тольятти наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений только в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета.

Кроме того, указанная категория лиц обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью после пребывания в образовательном учреждении.

Так же полагают, что при вынесении решения необходимо было учитывать наличие списка из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором числится 102 человека, и удовлетворив исковые требования, суд нарушил их права так же на внеочередное предоставление жилья.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Мэрии г.о.Тольятти, Вострецов Е.А.. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.

Представитель Правительства Самарской области в лице Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Министерства финансов Самарской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, о причине неявки не сообщили.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим па учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что Вострецов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей: отец, Вострецов А.Н., решением суда от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в отношении сына, мать, ФИО2., умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела. Также судом установлено, что в настоящее время Вострецов Е.А. достиг совершеннолетнего возраста, обучается на 2 курсе <данные изъяты>, проживает по адресу: <адрес>, с родственниками, где зарегистрировано 4 человека. Закрепленного жилья Вострецов Е.А. не имеет, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Вострецов Е.А. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения с составом семьи один человек.

Ответчик не оспаривает, что Вострецов Е.А. состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

Не основаны на действующем законодательстве доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилья истцу должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней.

Нормы ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от времени включения в список. Нет в данной норме и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. Кроме того, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. Таким образом, разрешение требований о предоставлении детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

То обстоятельство, что Вострецов Е.А. обучается на очном отделении, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Основанием возникновения права на внеочередное получение жилья является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания в приемной семье, независимо от факта дальнейшего прохождения обучения в образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Вострецова Е.А., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента совершеннолетия и прекращения опекунства.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», Мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05 марта 2005 года. № 77-1 Д «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.

Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

В силе вышеизложенного, уполномоченные органы, с учетом представленных органом местного самоуправления сведений, имеют возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Тольятти от 15 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: