Судья Евдокимов Н.М. Гр. д. № 33-6896/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Марушко Л.А., Клюев С.Б.
При секретаре Поваровой И.С.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области на заочное решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 15 мая 2012 года, которым постановлено: «Признать решение Управления Федеральной Миграционной Службы по Самарской области от 11 марта 2012 года об отказе Егорову С.В. в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца - незаконным.
Обязать Управление Федеральной Миграционной Службы по Самарской области продлить Егорову С.В. срок действия статуса вынужденного переселенца».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя УФМС России по Самарской области Шулаева В.А. в поддержание жалобы, возражения Егорова С.В. и его представителя Скворцова С.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Егоров С.В. обратился в суд с заявлением о признании решения Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области (УФМС России по Самарской области) от 11 марта 2012 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца незаконным.
В заявлении указал, что решением УФМС России по Самарской области от 11 марта 2012 года ему отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца и отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве. Отказывая в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца УФМС России по Самарской области, сослался на то, что у Егорова СВ. имеется жилое помещение для постоянного проживания, полученное им на основании Постановления мэрии г.о. Тольятти от 25.11.2009 года № «Об утверждении перечня объектов жилых комплексов №№, принимаемых в муниципальную собственность городского округа Тольятти». Егоров СВ. считает данное утверждение необоснованным, поскольку в собственности не имеет жилого помещения, проживает в общежитии.
Егоров С.В. просил суд признать незаконным решение Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области от 11 марта 2012 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и обязать Управление Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области продлить указанный срок.
Судом постановлено вышеизложенное заочное решение.
В апелляционной жалобе УФМС России по Самарской области просят отменить решение суда, считают его неправильным, т.к. судом не правильно применены норма материального права.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что Егоров С.В. имел статус вынужденного переселенца, согласно удостоверения статус вынужденного переселенца заявителю продлен до 26.02.2012 г. (л.д.6). В связи с тем, что Егоров С.В. имел статус вынужденного переселенца, он имел право на получение жилья, что подтверждается извещением начальника отдела по учету и распределению жилой площади Автозаводского района Управления по жилищным вопросам мэрии г.о. Тольятти (л.д.7).
Из материалов дела видно, что решением Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области от 11 марта 2012 г., Егорову С.В. отказано в продлении статуса вынужденного переселенца по причине того, что у него имеется жилое помещение для постоянного проживания, полученное им по Постановлению мэрии г.о. Тольятти от 25.11.2009 г. №-П/1 «Об утверждении перечня объектов жилых комплексов №,принимаемых в муниципальную собственность городского округа Тольятти» (л.д.5).
Суд пришел к выводу о том, что решение УФМС России по Самарской области от 11.03.2012 г. является незаконным, т.к. Егоров С.В. не имеет в собственности жилого помещения, а также отсутствуют доказательства того, что заявителю предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
С данным выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Закон РФ «О вынужденных переселенцах» определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 Административного регламента решение о продлении или об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем и оформляется протоколом произвольной формы. Вопрос о продлении (утрате) статуса вынужденного переселенца решается комиссией в соответствии с действующим законодательством на основании представленных документов вынужденным переселенцем.
Из материалов дела усматривается, что решением комиссии по определению правого статуса вынужденного переселенца от 11 марта 2012 года протокол № Егорову С.В. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца по п. 4 ст. 5 данного Закона и отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве – имеет жилое помещение для постоянного проживания (постановление мэрии г.о. Тольятти от 25.11.2009 г. № «Об утверждении перечня объектов жилых комплексов № принимаемых в муниципальную собственность городского округа Тольятти (л.д.5).
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.
В соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ от 19.02.1993 г. № «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В соответствии с пп. «б» пункта 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ (утв. постановлением Правительства РФ № от 08.11.2000 г.) территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством: вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма.
Как усматривается из материалов дела, Егоров С.В. и члены его семьи зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> (правая комната).
Согласно постановлению мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 25.11.2009 г. №-П/1 «Об утверждении перечня объектов жилых комплексов №№, принимаемых в муниципальную собственность городского округа Тольятти, жилой комплекс № по адресу: <адрес> ранее использовавшийся в качестве общежития, передаётся в муниципальную собственность городского округа Тольятти.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в ред. от 04.06.2011 г.) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, а в настоящее время переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Так в случае, если жилое помещение, ранее использовавшееся в качестве общежития, в установленном порядке передано в муниципальную собственность и отнесено к муниципальному жилищному фонду социального использования, оно в силу указанной прямой нормы Федерального закона утрачивает статус общежития и должно использоваться только для предоставления гражданам по договору социального найма.
Таким образом, п.40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ (утв. постановлением Правительства РФ № от 08.11.2000 г.) исключает заявителя и членов её семьи из перечня лиц, подлежащих жилищному обустройству за счет средств федерального бюджета, выделяемых для обустройства вынужденных переселенцев.
В соответствии с п.5. ст.9 Закона «О вынужденных переселенцах» в случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы.
Установлено, что Егорову С.В. было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления и отсутствием препятствий в обустройстве.
Вопрос о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца рассматривается вне зависимости от мер, принимаемых государственными органами по обеспечению вынужденного переселенца жильем, а исходя из наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве.
Также установлено, что Егоров С.В. проживает в жилом помещении, которое вышеуказанным постановлением передано в муниципальную собственность и имеет возможность оформить договор социального найма для дальнейшей приватизации жилого помещения.
Таким образом, заявитель, как лицо, занимающие вышеуказанное жилое помещение, имеет право приобрести его в собственность на основании ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В этом случае вопрос о продлении статуса вынужденного переселенца решается независимо от размера жилой площади и технического состояния жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Егорова С.В. отсутствуют препятствия в обустройстве на новом месте жительства, и он не может претендовать на продление статуса вынужденного переселенца и, соответственно, дальнейшее улучшение его жилищных условий должно осуществляться на общих основаниях в порядке, предусмотренном жилищным законодательством для граждан Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Заочное решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти от 15 мая 2012 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Егорову Сергею Владимировичу о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области от 11 марта 2012 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и обязанности УФМС России по Самарской области продлить указанный срок – отказать.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна, судья