Предоставление жилья вне очереди



Судья Волкова М.В. гр. дело № 33-6860/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шилова А.Е.,

судей Сивохина Д.А., Улановой Е.С.,

при секретаре Мазиной Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 мая 2012 года, которым постановлено:

«Иск Сеттаровой М.А. удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Сеттаровой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сеттарову Р.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сеттаровой С.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сеттарову Э.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на состав семьи четыре человека жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сеттарова М.А., действуя в интересах несовершеннолетнего Сеттарова Э.Э., обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований Сеттарова М.А. указала, что на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 26.03.2012 г. № 3441-р/4, она и члены её семьи: Сеттаров Р.Э., Сеттарова С.Э. и Сеттаров Э.Э. приняты на учёт граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке на основании п. 4 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

Согласно справке мэрии городского округа Тольятти от 25.05.2011 года, истица с составом семьи 4 человека состоит в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 05.11.2001 года.

Согласно справке ВК от 09.02.2012 г. № 21 ГБУЗ СО «<данные изъяты>», Сеттаров Э.Э. имеет тяжелую форму хронического заболевания, которое входит в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, и имеет право на внеочередное получение жилого помещения.

Кроме того, на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817, Сеттаров Э.Э. имеет право на дополнительную площадь.

Несмотря на наличие у истицы и членов её семьи права на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, мэрия городского округа Тольятти жилое помещение им до настоящего времени не предоставило.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, Сеттарова М.А. просила суд обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ей и членам её семьи во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи четыре человека по установленным законодательством нормам предоставления жилой площади, действующим на момент его предоставления.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учёт граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно статье 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, несовершеннолетний Сеттаров Э.Э. страдает тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного пунктом 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами.

Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 26.03.2012 г. № 3441-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов», истица и члены её семьи: Сеттаров Р.Э. /сын/, Сеттарова С.Э. /дочь/ и Сеттаров Э.Э. /сын/ приняты на учёт граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке на основании п. 4 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, что подтверждается выпиской из данного распоряжения /л.д. 16/.

Из материалов дела также видно, что Сеттарова М.А. с составом семьи 4 человека зарегистрированы в квартире знакомых по адресу: <адрес>.

В указанной квартире, согласно копии выписки из поквартирной карточки от 09.04.2012 г., зарегистрировано 9 человек /л.д. 14/.

Собственниками данного жилого помещения истица и члены её семьи не являются.

Постановлением мэра г. Тольятти № 141-1/П от 05.10.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.. .», на территории городского округа Тольятти установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семей из трех и более человек - по 15,0 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Согласно справке МП «Инвентаризатор» от 10 мая 2012 года и выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по Самарской области от 11, 12 апреля 2012 года, Сеттарова М.А., Сеттаров Р.Э., Сеттарова С.Э. и Сеттаров Э.Э. в реестре собственников не значатся и право на приватизацию в г. Тольятти не использовали.

Право истицы и членов её семьи на внеочередное предоставление жилья мэрией городского округа Тольятти не оспаривается.

Доводы представителя ответчика о том, что субвенций, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма недостаточно, суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Кроме того, статья 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для предоставления Сеттаровой М.А. и членам её семьи вне очереди жилого помещения и обоснованно обязал мэрию городского округа Тольятти предоставить им вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда по установленным нормам, действующим на момент его предоставления.

Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти о том, что денежных средств, выделенных из бюджета Самарской области на обеспечение жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по договорам социального найма недостаточно, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае правового значения не имеют.

Ссылка в апелляционной жалобе на нормы Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», не могут быть приняты во внимание, поскольку данные закон определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счёт средств бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.

Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи