Об обеспечении сохранности казенного имущества и устранении нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности



Судья: Головачева О.В.    Гр. дело № 33-6967/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 июля 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Ермаковой Е.И.,

судей – Набок Л.А. и Лазаревой М.А.,

с участием прокурора Гуляевой Е.С.,

при секретаре – Зверевой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора <адрес> на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 мая 2012 г., которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора <адрес> о возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» по принятию мер по устранению нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности и сохранению имущества в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» об обеспечении сохранности казенного имущества и устранении нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности.

В исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведено обследование здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет исполнения требований противопожарной безопасности на объекте, а также соблюдения норм и требований законодательства об антитеррористической защищенности.

В здании общежития, переданного в оперативное управление Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», выявлены нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, а именно : здание не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи; не обозначены знаками пожарной безопасности места размещения средств пожарной безопасности, направления путей эвакуации, эвакуационный выходы и телефоны вызова пожарной охраны; на оконных проемах установлены глухие металлические решетки; в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором и другими негорючими материалами; двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах; отсутствуют планы эвакуации на случай пожара в каждой комнате общежития; в местах перепада кровли не установлены пожарные лестницы; дверь выхода на кровлю не противопожарная 2-го типа; несущие конструкции лестничного маша и площадки 3-го подъезда не имеют требуемого предела огнестойкости; между поручнями ограждений лестничных маршей не соблюдена ширина зазора; соединение проводов в коридоре 1 этажа выполнено без помощи скрутки; светильники в коридоре не укомплектованы защитными колпаками; здание общежития не защищено пожарной сигнализацией; здание общежития не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре; допущена отделка путей эвакуации горючими материалами; ширина коридора 3-го этажа менее 1,2 м; двери эвакуационного выхода с южной стороны здания открываются не по направлению выхода из здания.

В связи с изложенным, прокурор считает, что указанные нарушения влияют на распространение пожара по помещениям, на время оповещения людей о пожаре, затрудняют организацию быстрой эвакуации людей при возникновении пожара и создают угрозу гибели и здоровью людей, находящихся в помещениях, оперативное управление казенным имуществом в ненадлежащем виде нарушает интересы государства, являющегося собственником данного имущества.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» принять меры по устранению нарушений о пожарной безопасности и сохранению имущества в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>.

Судом отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.

В апелляционном представлении прокурор <адрес> просит решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. В апелляционном представлении прокурор ссылается на то, что обязанность по устранению нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности в помещении общежития лежит на ответчике, как на лице, в оперативном управлении которого находится здание. Тот факт, что в настоящее время здание общежития передается в муниципальную собственность, не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку регистрация перехода права собственности не совершена.

В судебном заседании прокурор Гуляева Е.С. поддержала апелляционное представление по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> в по доверенности Трифонова Л.В. судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, решение суда считает законным и обоснованным.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Согласно Положения ФСИН России установлены основные задачи ФСИН России: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; охрана психиатрических больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах, при переводе их в другие аналогичные больницы, а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

В силу ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти.

Названным законом установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.

Согласно приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», утвержден устав ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес>.

ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> выполняет возложенные на него ФСИН России цели и задачи, в которые не входит обслуживание, эксплуатация, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, такого объекта как общежитие по адресу: <адрес>, так как в нем проживают сотрудники, пенсионеры УИС.

Пунктом 3.1. договора о передаче ФБУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что учреждение в отношении переданного ему в оперативное управление имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

На основании приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнении Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3» и п. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-Ф3 от 22.08.2004 г., ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» было поручено передать в муниципальную собственность подлежащие высвобождению объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, находящиеся на балансе учреждений уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Судом установлено, что здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит передаче из федеральной собственности в муниципальную на основании Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, на основании Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», так как данное общежитие не может быть использовано учреждением для осуществления поставленных перед ним задач.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ протоколом заседания рабочей группы по реализации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» было принято решение принять общежитие в муниципальную собственность.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> во исполнение требований закона о передаче имущества направило документы в ФКУ ПГИЖБО ФСИН России для согласования вопроса о передаче общежития в муниципальную собственность.

ФСИН России согласовал передачу в муниципальную собственность городского округа Тольятти здания «Общежитие», находящегося на балансе федерального казенного учреждения «Исправительная колония Главного управления исполнения наказаний по <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время Исправительная колония Главного управления исполнения наказаний по <адрес> решает вопрос о передаче общежития в собственность муниципалитета, указанный процесс требует определенных временных затрат и удовлетворение иска прокурора влечет заведомое неисполнение решение суда, так как ответчику запрещено законом иметь на балансе имущество, которое не является необходимым для исполнения его уставных задач и проводить нецелевое расходование финансовых средств, в связи с чем, ответчик не имеет возможности изыскать денежные средства для устранения изложенных нарушений пожарной безопасности.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что ответчик на основании требований федерального законодательства лишен правомочий по распоряжения зданием общежития, а следовательно и возможности устранить выявленные нарушения пожарной безопасности, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, доводы апелляционного представления не могут быть приняты во внимание по изложенным мотивам.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционное представление содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора <адрес> без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: