Судья: Булыгин Р.В. Дело № 33-5726/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Калинниковой О.А.,
судей – Вачковой И.Г., Улановой Е.С.,
при секретаре - Мазиной Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крюкова Андрея Павловича об оспаривании отказа в осуществлении процедуры предоставления земельных участков, а также об оспаривании включения земельного участка в государственный лесной реестр как лесного участка на землях иных категорий,
по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самара от 27 февраля 2012 года, которым постановлено:
«Заявление Крюкова Андрея Павловича об оспаривании решения министерства строительства Самарской области удовлетворить частично.
Признать решение министерства строительства Самарской области об отказе в предоставлении земельных участков по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.2011 г. №, незаконным.
В удовлетворении требований Крюкова Андрея Павловича об обязании министерства строительства Самарской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы, расположенного по адресу: <адрес> по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №, а также об обязании Министерства - строительства Самарской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства причала, расположенного по адресу: <адрес> по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № - отказать.
В удовлетворении заявления Крюкова Андрея Павловича о признании незаконным включения министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в государственный лесной реестр как лесного участка на землях иных категорий отказать в связи с признанием неуважительными причин пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Малышева И.А. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства строительства Самарской области – Бисяриной Н.И. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы представителей Крюкова А.П. – Долинской А.Ю. (по доверенности), Шаргиной Л.П. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крюков А.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в осуществлении процедуры предоставления земельных участков, а также об оспаривании включения земельного участка в государственный лесной реестр как лесного участка на землях иных категорий.
В обоснование заявленных требований Крюков А.П. указал, что решениями Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданским делам № и № признан незаконным отказ в осуществлении процедуры предоставления земельных участков для строительства причала и гостиницы, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ министерства строительства и ЖКХ Самарской области, и на последнее возложена обязанность по принятию решения по заявлению Крюкова А.П. с учетом представленных документов в соответствии с требованиями закона. Во исполнение данных решений Ленинского районного суда г. Самары министерство строительства Самарской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказало заявителю в предоставлении испрашиваемых им земельных участков. Причиной отказа послужило то, что испрашиваемые участки являются лесными участками на землях иных категорий и в соответствии с ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены в аренду только по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Заявитель считает указанный отказ незаконным и нарушающим его право на предоставление в аренду названных земельных участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Крюков А.П. просил признать незаконным отказ в осуществлении процедуры предоставления земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ министерства строительства Самарской области по заявлениям Крюкова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №; признать незаконным включение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в государственный лесной реестр, как лесного участка на землях иных категорий; обязать министерство строительства Самарской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы, расположенного по адресу: <адрес> заявлению Крюкова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ г. №; обязать министерство строительства Самарской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства причала, расположенного по адресу: <адрес> по заявлению Крюкова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит решение суда в части признания незаконным решения министерства строительства Самарской области об отказе в предоставлении земельных участков по заявлениям Крюкова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № отменить как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Крюкова А.П. в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что согласно данным государственного лесного реестра, внесенным на основании постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, испрашиваемый Крюковым А.П. земельный участок является лесным участком на землях иных категорий. Нормы Лесного кодекса РФ распространяют свое действие, в том числе на городские леса. К градостроительным отношениям в силу п. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ применяется лесное законодательство если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Для имуществаенных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов, соответственно испрашиваемый земельный участок в силу ст. 74 ЛК РФ может быть предоставлен Крюкову А.П. в аренду только по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
В заседании судебной коллегии представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Малышев И.А. (по доверенности), доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить в части признания незаконным решения министерства строительства Самарской области об отказе в предоставлении земельных участков по заявлениям Крюкова А.П. по основаниям изложенным в жалобе, пояснив, что леса на территории населанных пунктов находятся в ограниченном пользовании, собственность может быть только федеральной, испрашиваемые участки могут быть предоставлены заявителю только по результатам аукциона.
Представители Крюкова А.П. - Долинская А.Ю. (по доверенности), Шаргина Л.П. (по доверенности), в заседании судебной коллегии возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель министерства строительства Самарской области Бисярина Н.И. (по доверенности) в заседании судебной коллегии поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица ООО «Бюджет» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в части признания незаконным решения министерства строительства Самарской области об отказе в предоставлении земельных участков по заявлениям Крюкова А.П. как постановленное при неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Крюков А.П. обратился в министерство строительства и ЖКХ <адрес> с заявлениями о выборе земельного участка площадью 1 000 кв.м. для строительства гостиницы и 500 кв.м для строительства причала <адрес> и о предварительном согласовании места размещения объекта соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указанные заявления Крюкова А. П. направлены в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары для проведения работ по выбору земельных участков и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановлений Главы г.о. Самары №№ утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 493,7 кв.м и 1 000 кв.м. на <адрес>, находящегося в прибрежной полосе водоохраной зоны притоки Воложки реки Волги, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны природных ландшафтов (Р-3) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, для строительства причала и гостиницы. В Министерство строительства и архитектуры г. о. Самары направлены акты о выборе земельных участков для утверждения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало Крюкову А.П. в предоставлении испрашиваемых земельных участков для строительства причала и гостиницы, ссылаясь на отсутствие положительного заключения Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды <адрес> о том, что испрашиваемые земельные участки не являются лесными участками. Кроме того, в соответствии с письмом Министерства природопользования от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемые земельные участки относится к землям лесного фонда.
Из материалов дела также следует, что решениями Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданским делам № и № признан незаконным указанный отказ в осуществлении процедуры предоставления земельных участков для строительства причала и для строительства гостиницы, расположенных по адресу: <адрес>, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, и на Министерство возложена обязанность по принятию решения по заявлению Крюкова А.П. с учетом представленных документов в соответствии с требованиями закона.
Во исполнение данных решений Ленинского районного суда <адрес> министерство строительства <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказало заявителю в предоставлении испрашиваемых им земельных участков по тем основаниям, что испрашиваемые земельные участки являются лесными участками на землях иных категорий и в соответствии с ч. 1 ст. 74 ЛК РФ могут быть предоставлены в аренду только по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Основанием для отказа послужили письма министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым, испрашиваемые заявителем земельные участки под строительство гостиницы и причала находятся в квартале <адрес> выделе 1 Самарского лесничества и являются лесными участкам на землях иных категорий (землях населенных пунктов).
Крюков А.П. обжалуя отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ ссылался на ранее постановленные Ленинским районным судом <адрес> судебные решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданским делам № и № о признании незаконным отказ в осуществлении процедуры предоставления земельных участков для строительства причала и гостиницы, указывая на то, что данные решения вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем установлено, что определениями судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанные решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменены с направлением дел на новое рассмотрение в тот же суд.
Установлено также, что решениями Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Крюкову А.П. отказано в удовлетворении требований к Министерству строительства и ЖКХ <адрес> о признании незаконным отказа в осуществлении процедуры предоставления испрашиваемых земельных участков, расположенных по адресу <адрес>.
Определениями судебной коллегии по гражданским делам Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ указанные решения суда оставлены без изменения. При этом как суд первой инстанции, так и суд апелляционной инстанции исходили из того, что испрашиваемые Крюковым А.П. земельные участки относятся к землям лесного фонда Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Повторное рассмотрение обращений заявителя от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № производилось во исполнение решений Ленинского районного суда <адрес> от 28.04,2011 г. по гражданским делам № и №, которые определениями судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, соответственно ранее полученный заявителем отказ сохраняет свою силу.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации департамента лесного хозяйства <адрес> и утверждении положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>» органом, осуществляющим полномочия по ведению в соответствии с действующим законодательством государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории <адрес>; предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, является Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды <адрес>.
Согласно ответу Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды <адрес> испрашиваемые Крюковым А.П. земельные участки относятся к землям лесного фонда Российской Федерации.
В силу ст.ст. 104-106 ЛК РФ на лесных участках запрещается размещение объектов капитального строительства.
Таким образом, решение суда об удовлетворении требований Крюкова А.П. в части признания незаконным решения министерства строительства <адрес> об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков для строительства причала и гостиницы постановлено без учета того, что в действующем законодательстве содержится прямой запрет на размещение объектов капитального строительства на лесных участках, расположенных в границах городских округов.
Довод заявителя о наличии постановления одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ №, судебной коллегией не может быть принят во внимание, поскольку Министерство строительства и ЖКХ <адрес> принимает решение, исходя из представленных иными органами сведений, правовые основания для оспаривания достоверности которых в рамках процедуры рассмотрения Министерством заявления о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта законом не предусмотрены.
Согласно данным государственного лесного реестра, внесенным на основании постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, испрашиваемые Крюковывм А.П. земельные участки являются лесными участками на землях иных категорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра (ч. 4).
Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).
На основании ч. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
При наличии указанных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о незаконности отказа министерства строительства <адрес>, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, основан на неправильном толковании норм материального права.
При этом суд первой инстанции исходя из представленных в материалы дела доказательств пришел к правильному выводу, что проведение в отношении испрашиваемых заявителем земельных участков кадастровых работ и постановка их на кадастровый учет осуществлены с нарушением закона, указав, что порядок установления границ земельных участков и постановки их на кадастровый учет установлен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», а из материалов дела видно, что акты о выборе земельных участков, испрашиваемых заявителем, решениями Министерства строительства Самарской области о предварительном согласовании места размещения объекта не утверждены.
Суд также пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Крюкова А.П. в части признания незаконным включения министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области спорных земельных участков в государственный лесной реестр как лесного участка на землях иных категорий по причине пропуска срока исковой давности.
В данной части решение суда не обжалуется.
Принимая во внимание, что в заседании судебной коллегии установлено, что Министерство строительства Самарской области действовало в пределах своих полномочий, в соответствии с законом, и отказывая в предоставлении Крюкову А.П. испрашиваемых земельных участков, не нарушало его права, то судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части признания незаконным решения министерства строительства Самарской области об отказе в предоставлении земельных участков и постановить в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований Крюкова А.П.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 февраля 2012 года отменить в части признания решения министерства строительства Самарской области об отказе в предоставлении земельных участков по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным.
Постановить в указной части новое решение.
В удовлетворении требований о признании решения министерства строительства <адрес> об отказе в предоставлении земельных участков по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.2011 г. №, незаконным – отказать.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Самара от 27 февраля 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: