О предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Судья: Сурков В.П.    Гр. дело № 33-7423/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 августа 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Ермаковой Е.И.,

судей – Лазаревой М.А. и Улановой Е.С.

при секретаре – Егоровой Ю.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 мая 2012 г., которым постановлено:

«Иск Солодунова Д.В., Солодуновой О.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Солодуновой К.Д. и Солодуновой Д.Д. – удовлетворить.

Обязать департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Солодунову Д.В. и Солодуновой О.Н. жилое помещение на состав четыре человека по норме предоставления, согласно действующему законодательству».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ермаковой Е.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Солодунов Д.В. и Солодунова О.Н., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Солодуновой К.Д. и Солодуновой Д.Д., обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и администрации г.о. Самара о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование своих требований указали, что Солодунову Д.В. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 23,5 кв.м., жилой площадью 17,2 кв.м. В данной квартире проживают истцы и их несовершеннолетние дети.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес>. признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения: Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано предоставить гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством до конца 2010 года. Отселение физических лиц завершить до конца 2010 года. Собственникам жилых помещений в аварийном многоквартирном жилом доме рекомендовано произвести снос дома в трёхмесячный срок со дня отселения граждан.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Солодунова О.Н. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в составом семьи 4 человека, включая Солодунова Д.В. и двоих детей.

Ссылаясь на то, что вышеуказанными распоряжениями на Департамент управления имуществом г.о. Самара возложена обязанность по предоставлению жилых помещений, однако Департамент от выполнения данной обязанности уклоняется, истцы просили суд обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить им жилое помещение на состав семьи четыре человека по норме предоставления согласно действующему законодательству.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное.

В судебном заседании представитель ответчика Пюльзю А.К. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просила решение суда отменить.

Представитель истцов Бережная Н.М. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Солодунову Д.В., на праве собственности принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 23,5 кв.м., жилой площадью 17,2 кв.м.

Материалами дела подтверждается также, что в данной квартире проживает он, его супруга Солодунова О.Н. и двое их несовершеннолетних детей.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, а именно: Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано предоставить гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством до конца 2010 года. Отселение физических лиц завершить до конца 2010 года. Собственникам жилых помещений в аварийном многоквартирном жилом доме рекомендовано произвести снос дома в трёхмесячный срок со дня отселения граждан.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что юридически значимыми по настоящему делу обстоятельствами являются: факт признания жилого помещения непригодным для проживания, а также нуждаемость в получении жилого помещения по договору социального найма. При этом нуждаемость и малоимущность гражданина в соответствии со статьей 49 проверяется органом местного самоуправления в установленном законе порядке.

Из материалов дела видно, что распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Солодунова О.Н. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в составом семьи 4 человека: Солодунова О.Н., Солодунов Д.В., Солодунова К.Д., Солодунова Д.Д.

Установлено, что до настоящего времени жильё по договору социального найма Солодуновым не предоставлено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

При этом положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П).

При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилье Солодуновых в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, семья поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, а также то, что законом на органы местного самоуправления г.о. Самары (в данном случае уполномоченным органом является Департамент управления имуществом г.о. Самара) возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, однако данная обязанность в отношении истцов Департаментом необоснованно не исполняется, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования о возложении на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности предоставить Солодуновым жилое помещения по договору социального найма, подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Солодунову Д.В., Солодуновой О.Н. жилое помещение на состав семьи 4 человека по норме представления, согласно действующему законодательству.

При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по изложенным мотивам.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Самары 30 мая 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: