О предоставлении денежных средств для приобретения жилого помещения



Судья Сапего О.В. гр. дело № 33 - 7502/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Подольской А.А.

Судей: Елистратовой Е.В., Пияковой Н.А.

При секретаре: Зверевой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 14 июня 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Новопольцева А.О. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Сызрань предоставить Новопольцеву А.О., ДД.ММ.ГГГГ, социальную выплату за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области, на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Сызрани, действуя в интересах Новопольцева А.О., обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о предоставлении денежных средств- социальной выплаты для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

В обоснование заявленных требований указал, что Новопольцев А.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей и согласно нормам действующего законодательства, имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 г. № 87-ГД (в редакции от 09.02.10 №14-ГД). Однако, до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, прокурор г. Сызрани просил суд обязать ответчика предоставить Новопольцеву А.О. социальную выплату для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобы представитель Администрации г.о. Сызрань Самарской области просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.

В заседании судебной коллегии прокурор Нехаева О.А. полагала, что решение суда является законным и обоснованным, основания к его отмене отсутствуют.

Представитель Администрации г.о. Сызрань Самарской области и Новопольцев А.О. в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, причин не яви не сообщили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Судом установлено, что Новопольцев А.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 г. № 87-ГД (в редакции от 09.02.10 № 14-ГД) для указанной категории граждан - лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилья.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

По смыслу вышеуказанных правовых норм, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.

Частью 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.006 г. № 27-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст. 5 настоящего Закона.

При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам.. . в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам... определяется Правительством Самарской области.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 г. №152-ГД " Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. №421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".

При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления им социальной выплаты на строительство или Приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения

родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.

Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что в соответствии с приложением № 8 к Закону Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2112 годов» распределены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Городскому округу Сызрань выделено 13 055 000 руб.

Согласно Постановлению № 3555 от 17.12.2009 г. Администрации городского округа Сызрани, распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определена Администрации городского округа Сызрань. Уполномоченным органом, осуществляющим формирование списков и организацию обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань.

В соответствии со списком детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья, на 2012 год, Новопольцев А.О. состоит в этом списке за №44.

В силу договорных обязательств между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Администрацией городского округа Сызрань Самарской области, ответчику предоставляются субвенции из областного бюджета, предусмотренные на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Министерство по мере поступления бюджетных средств в пределах предусмотренных лимитов перечисляет денежные средства на финансирование следующих мероприятий: «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а Администрация -обеспечивает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, изучив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом вышеизложенных правовых норм, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора г. Сызрани об обязании Администрации г.о. Сызрань предоставить Новопольцеву А.О., 11.08.1991 г.р., социальную выплату за счет средств бюджета Самарской области на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства на Новопольцева А.О. не заложены на текущий финансовый год, поскольку бюджет субъекта РФ на 2012 год был сформирован в 2011 год, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей.

Судебная коллегия полагает, что решение является законным и обоснованным, оснований к отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 14 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи: