О выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения



Судья: Лигостаев Д.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-7729

21 августа 2012 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Николаевой Н.М.,

судей - Евдокименко А.А. и Никоновой О.И.,

при секретаре – Пряниковой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Администрации Большечерниговского района Самарской области на решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 24 мая 2012 года, которым постановлено:

«Иск прокурора Большечерниговского района Самарской области в интересах Банновой Т.Н. к Главе Большечерниговского района Самарской области и Администрации Большечерниговского района Самарской области, третьим лицам - Правительству Самарской области и Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить. Обязать Главу Большечерниговского района Самарской области и Администрацию Большечерниговского района Самарской области предоставить Банновой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., заключение прокурора – Тихоновой Ю.В., полагавшей необходимым оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Большечерниговского района Самарской области, в интересах Банновой Т.Н., обратился с иском к Главе Большечерниговского района Самарской области и Администрации Большечерниговского района Самарской области, а также к третьим лицам – Правительству Самарской области и Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в обоснование своих требований указав, что Баннова Т.Н. (девичья фамилия Мороховец), 9 июня 1992 года рождения, является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, её мать Видюшкина Г.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец - Мороховец Николай Андреевич умер ДД.ММ.ГГГГ года. 28 июня 2010 года истица - Баннова Т.Н. окончила образовательное учреждение - ГОУ среднего профессионального образования «Усольский сельскохозяйственный колледж». Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Большечерниговского района Самарской области от 2 марта 2012 года, утвержденным Главой администрации Большечерниговского района Самарской области 7 марта 2012 года, Баннова Т.Н. поставлена на учет и включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты). Закрепленного жилого помещения Баннова Т.Н. не имеет, своего жилого помещения для проживания она также не имеет. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании иим пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальным норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Законом Самарской области от 11 июля 2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 настоящего Закона. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Согласно ст. 5 Закона Самарской области №87-ГД, для указанной выше категории граждан, предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина - составляет 33 квадратных метра общей площади. Статьей 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными им для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 5 Закона Самарской области от 7 июля 2005 года №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29 октября 2008 №421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями. Согласно ст. 18 Устава муниципального района Большечерниговский в структуру органов местного самоуправления муниципального района Большечерниговский входят: а) собрание представителей Большечерниговского района Самарской области представительный орган муниципального района Большечерниговский; б) Глава Большечерниговского района - высшее выборное должностное лицо муниципального района Большечерниговский, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; в) Администрация Большечерниговского района Самарской области исполнительно - распорядительный орган муниципального района Большечерниговский, возглавляемый Главой Большечерниговского района. Согласно ст. 20 п. 4 п.п. «з» Устава муниципального района Большечерниговский Глава Большечерниговского района обеспечивает осуществление органами местного самоуправления муниципального района Большечерниговский полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области. В соответствии со ст. 21 п. 1 Устава муниципального района Большечерниговский Глава Большечерниговского района, Администрация Большечерниговского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района Большечерниговский, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района Большечерниговский федеральными законами и законами Самарской области. В свою очередь, в силу ст. 86 Устава Самарской области, Правительство Самарской области обеспечивает исполнение бюджета Самарской области и готовит отчет об исполнении бюджета Самарской области и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Самарской области для представления их Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы, формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области, руководит их деятельностью. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 года №83, Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством. Пунктом п. 2.1. Положения установлено, что в ведении Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области находится участие в реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Согласно ст.ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 5 марта 2005 года №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период. Также, положениями ст. 3 Закона Самарской области №115-ГД установлено, что органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лежит непосредственно на органах местного самоуправления. Органы государственной власти субъекта, а именно Правительство Самарской области и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, выступают в качестве органов, передающих финансовые средства для выполнения органами местного самоуправления указанной обязанности, а также органов, контролирующих их целевое использование. До момента предъявления настоящего иска органами местного самоуправления муниципального района Большечерниговский жилое помещение по договору социального найма либо социальная выплата для приобретения жилого помещения в установленном законом порядке истцу Банновой Т.Н. не предоставлены, чем нарушаются её права. Действующим законодательством Российской Федерации право граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от каких либо условий. 16 апреля 2012 года в прокуратуру Большечерниговского района поступило заявление от Банновой Т.Н. о защите её интересов прокурором. На основании изложенного прокурор просил суд обязать Главу Большечерниговского района Самарской области и Администрацию Большечерниговского района Самарской области предоставить Банновой Татьяне Николаевне, 9 июня 1992 года рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик – Администрация Большечерниговского района Самарской области считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворение исковых требований отказать в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Администрации Большечерниговского района Самарской области судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при этом жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, а в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание, в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 7 июля 2005 года №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года №421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1.4 которого учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (далее - уполномоченные органы), в соответствии с настоящим Порядком.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - граждане, уволенные с военной службы), а также государственными полномочиями Самарской области по постановке на учет и учету граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Из материалов дела видно, что истец - Баннова Т.Н. (девичья фамилия Мороховец), ДД.ММ.ГГГГ, является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, её мать Видюшкина Г.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Мороховец Н.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждены копиями свидетельств о смерти родителей истца, которые приобщены к материалам дела. 28 июня 2010 года истец - Баннова Т.Н. (до замужества - Мороховец) окончила образовательное учреждение - ГОУ среднего профессионального образования «Усольский сельскохозяйственный колледж», что подтверждено копией диплома. Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Болыиечерниговского района от 2 марта 2012 года, утвержденным Главой администрации Большечерниговского района 7 марта 2012 года, Баннова Т.Н. поставлена на учет и включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты), что подтверждается копией протокола от 2 марта 2012 года.

Судом первой инстанции также установлено, что закрепленного жилого помещения истец - Баннова Т.Н. не имеет, своего жилого помещения для проживания она также не имеет, что подтверждается копией справки ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» от 22 февраля 2012 года, и копией уведомления об отсутствии а Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 24 февраля 2012 года.

С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в полном объеме и возложении на ответчика обязанности по предоставлению Банновой Т.Н. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Доводы апеллятора, что данная категория граждан будет обеспечиваться жилыми помещениями по мере поступления средств несостоятельны, поскольку ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривающие обязанность государства по обеспечению вне очереди жилыми помещениями лиц данной категории, не предусматривают исполнение государством данной обязанности, в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что принятым решением нарушены права лиц, также имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений принятых на учет ранее истца, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности формирования очереди указанных категорий граждан и по смыслу закона жилые помещения (социальные выплаты) должны им предоставляться без постановки в какую-либо очередь, после возникновения у них соответствующего права.

Не состоятельными находит судебная коллегия доводы апелляционной жалобы о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку из вышеприведенных норм законодательства видно, что именно орган местного самоуправления ответственен за обеспечение жилыми помещениями соответствующих категорий граждан, вместе с тем Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, привлечено к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, и именно оно является главным распорядителем средств областного бюджета, в части распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, то есть к участию в процессе были привлечены все лица заинтересованные в исходе дела.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 24 мая 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу – Администрации Большечерниговского района Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -