О признании незаконными действий по отказу подписать обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения



Судья: Дмитриева Е.Н. гр. дело № 33-7648/2012

     АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Калинниковой О.А.,

Судей: Набок Л.А., Вачковой И.Г.,

при секретаре Асабаевой Д.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Калягина В.Д. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 03 июля 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления Калягина В.Д. - отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя Администрации Советского района г. Самары Тюмасевой Ю.В., представителя войсковой части 5599 ВВ МВД РФ Линды В.В., судебная коллегия

                    УСТАНОВИЛА :

Калягин В.Д. обратился в суд с иском об оспаривании действий Войсковой части 5599 внутренних войск МВД РФ, Администрации Советского района г. Самары.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии войсковой части постановлено оставить его (капитана запаса Калягина В.Д.) на жилищном учете нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания до получения жилого помещения соответствующей площади, при предоставлении обязательства о сдаче жилого помещения пересмотреть на заседании жилищной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ требуемое обязательство им было направлено в войсковую часть и Администрацию Советского района г. Самары для подписания. Однако, он получил письменные ответы от обеих сторон об отказе в подписании данного обязательства.

К участию в деле в качестве соответчика судом привлечен Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Ссылаясь на то, что действиями ответчиков нарушены его права, с учетом уточнения требований, Калягин В.Д. просил суд признать незаконными действия Войсковой части , Администрации Советского района г. Самары и Департамента управления имуществом г.о. Самара по отказу подписать обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения - однокомнатной квартиры общей площадью 26,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в общей долевой собственности его (Калягина В.Д.) и <данные изъяты> ФИО1 ; обязать ответчиков подписать обязательство о сдаче жилья по указанному адресу; взыскать с ответчиков в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Калягин В.Д. просит отменить решение суда как незаконное и удовлетворить заявленные им требования, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, в силу которых ответчики незаконно отказали в подписании обязательства о сдаче (безвозмездном отчуждении) жилого помещения, чем созданы препятствия в реализации его жилищных прав, однако решением суда его права не восстановлены.

В заседание апелляционной инстанции Калягин В.Д., а также представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, документов об уважительности причины неявки не представили, об отложении дела не просили.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Представитель Войсковой части № 5599 Линда В.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, пояснив, что обязательство Калягина В.Д. о сдаче жилого помещения, в данном случае, не может быть подписано руководством войсковой части, поскольку жилое помещение не находится на балансе МВД РФ, а является собственностью истца, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Представитель Администрации Советского района г. Самары Тюмасева Ю.В. просила оставить решение суда без изменения, а жалобу Калягина В.Д. без удовлетворения, поскольку Администрация района является лишь территориальным органом Администрации г.о. Самара и не имеет полномочий по распоряжению жилыми помещениями.

Повторно рассмотрев дело по правилам главы 39 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера , выданного исполнительным комитетом Ленинского районного Совета народных депутатов, Калягину В.Д. было предоставлено жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 26, 4 кв.м, жилой площадью 14,5 кв.м. на состав семьи 2 человека: Калягин В.Д. <данные изъяты> - ФИО1 Жилое помещение предоставлено войсковой частью . (л.д. 5-6).

ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение передано Калягину В.Д. и ФИО1 в долевую собственность в порядке приватизации по договору, заключенному с Администрацией Советского района г. Самары (л.д. 7).

Право собственности Калягина В.Д., ФИО1 на квартиру (по 1/2 доле) зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем ГУФРС по Самарской области выданы свидетельства (л.д. 8,9).

На основании решений Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Калягин В.Д. был восстановлен в списках очередников на улучшение жилищных условий в/ч № 5599 с датой ДД.ММ.ГГГГ, поскольку при предоставлении жилого помещения не были соблюдены нормы предоставления (л.д.10-13, 14-16, 17-20, 21-24).

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 5599 от ДД.ММ.ГГГГ норма площади жилого помещения в фонде социального использования по договору социального найма устанавливается в размере для семьи из 2 человек - 42 кв.м. общей площади. За вычетом имеющейся в собственности военнослужащего 26, 4 кв.м общей площади недостает 42- 26, 4 = 15, 6 кв.м. Постановлено: оставить капитана (запаса) Калягина В.Д. на жилищном учете нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания до получения жилого помещения соответствующей площади, при предоставлении обязательства о сдаче жилого помещения вопрос должен быть пересмотрен на заседании комиссии.

Установлено, что в феврале-марте 2012 года Калягин В.Д. обращался в войсковую часть 5599, а также в Администрацию Советского района г. Самары по вопросу подписания обязательства. Со своей стороны Калягиным В.Д. и <данные изъяты> ФИО1 обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения было подписано (л.д. 27-30). Войсковой частью и Администрацией Советского района г. Самары в подписания обязательства о принятии жилого помещения отказано со ссылкой на отсутствие полномочий.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2.1 ст. 15 указанного федерального закона, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста, пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно,

жилого помещения по договору социального найма,

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц утвержден постановлением Правительства Самарской области от 08.06.2011 г. № 266.

Согласно пункту 1.2. Порядка, учет и обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований и городских округов в Самарской области, наделенными соответствующими полномочиями Законом Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан".

В силу п. 1.6. Порядка жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма по нормам предоставления, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", могут быть предоставлены гражданам, уволенным с военной службы и проживающим в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности и не имеющем обременений, принимающим обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность подписывается всеми совершеннолетними членами семьи гражданина, уволенного с военной службы. Исполнение этого обязательства должно осуществляться гражданами, уволенными с военной службы, в 2-месячный срок после перечисления им средств социальных выплат или предоставления им жилых помещений (п. 1.12 Порядка).

Форма обязательства установлена в приложении № 1 к Порядку и предусматривает обязанность Главы муниципального образования или командира квартирно-эксплуатационного органа и др. принять от гражданина занимаемое им жилое помещение, указанное в обязательстве, в установленный этим обязательством срок.

Как следует из Примечания: каждая страница настоящего обязательства подписывается главой муниципального образования в Самарской области (командиром квартирно-эксплуатационного органа) и должником.

Учитывая, что Калягиным В.Д. и членом его семьи, претендующими на получение жилья по договору социального найма, обязательство о сдаче (безвозмездном отчуждении) имеющегося в собственности жилого помещения подписано, условия Порядка ими по существу выполнены.

Обязанность по получению подписи в обязательстве соответствующего должностного лица муниципального образования либо командира квартирно-эксплуатационного органа на истца действующим законодательством не возложена.

Доказательств, подтверждающих, что жилищной комиссией войсковой части № 5599 Калягину В.Д. отказано в пересмотре вопроса о предоставлении жилого помещения, в связи с отсутствием в обязательстве подписи компетентного должностного лица, суду не представлено.

Данных о том, что войсковая часть № 5599 (жилищная комиссия) отказывается принять подписанное истцом в установленном порядке обязательство либо требует от Калягина В.Д. подписи в обязательстве иных лиц, в деле также не имеется.

Исходя из требований Порядка, при наличии намерений получить жилое помещение по норме предоставления, предусмотренной ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Калягину В.Д. необходимо представить подписанное им и членом его семьи обязательство о сдаче жилого помещения в орган, наделенный полномочиями по предоставлению жилья.

В соответствии с п. 2.2, 2.4, 2.5, 3.1, 3.8 Порядка, органы местного самоуправления осуществляют проверку обоснованности отнесения граждан, уволенных с военной службы, к числу нуждающихся в жилых помещениях; формируют Списки граждан, уволенных с военной службы, подавших заявления об обеспечении жилыми помещениями и необходимые документы; предоставляют эти Списки в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области; при выборе гражданином, уволенным с военной службы, обеспечения жилым помещением в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма направляют средства, поступившие в местный бюджет из областного бюджета для осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность или строительство жилых помещений для последующего предоставления гражданам, уволенным с военной службы, в собственность бесплатно или по договору социального найма.

После предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, данные граждане снимаются органами местного самоуправления с учета нуждающихся в жилых помещениях (п. 3.8).

Согласно п. 4 п. 2.3 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара» муниципальное имущество городского округа Самара образуется за счет имущества, передаваемого физическими или юридическими лицами безвозмездно в муниципальную собственность городского округа Самара.

Уполномоченными лицами на осуществление прав собственника в отношении муниципального имущества в силу п. 4 ст. 45 Устава г.о. Самара являются Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Исходя из положений законодательства, учитывая, что жилое помещение, которое Калягин В.Д. обязуется сдать при предоставлении жилого помещения, находится в его личной собственности и собственности члена его семьи (передано в порядке приватизации), суд пришел к правильному выводу, что обязательство о принятии жилого помещения, в данном случае, должно быть подписано соответствующим должностным лицом муниципального образования.

Поэтому суд правильно указал, что войсковая часть № 5599, а также Администрация Советского района г. Самары (территориальный орган) являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку не наделены полномочиями по принятию от истца находящегося в его собственности жилого помещения, которое, в данном случае, подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность.

Оснований для признания незаконными действий Департамента управления имуществом г.о. Самары об отказе подписать обязательство Калягина В.Д. о сдаче (безвозмездном отчуждении) жилого помещения не имелось, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что указанный орган отказался подписать такое обязательство. К Главе муниципального образования Калягин В.Д. по данному вопросу не обращался.

Таким образом, в настоящее время не имеется оснований полагать, что ответчиками нарушены права Калягина В.Д. либо созданы препятствия к реализации им права на получение жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворения заявленных Калягиным В.Д. требований.

Доводы Калягина В.Д. в апелляционной жалобе о том, что в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 5 Инструкции "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", утвержденной приказом МВД РФ от 12.02.2010 г. № 75, квартира подлежит сдаче в войсковую часть, не могут быть учтены судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм права. В данном случае сдача жилого помещения невозможна, так как квартира находится в собственности истца.

Ссылки в жалобе на отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от подписания обязательства (ответ от 27.04.2012 года) нельзя признать убедительными, поскольку Департамент указал лишь на невозможность расторжения договора приватизации.

Судебная коллегия полагает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 03.07.2012 года

оставить без изменения, а апелляционную жалобу Калягина В.Д. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: