Об оспаривании бездействий органа государственной власти и заключении договора купли-продажи



Судья: Вельмина И.Н.                             Гр.д. № 33-7858/12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Елистратовой Е.В.,

Судей: Книстяпиной Н.А., Бочкова Л.Б.,

При секретаре Иванниковой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 19.06.2012 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области в виде оставления заявления Попова Н.В. о предоставлении земельного участка в собственность, в том числе заявления от 23.04.2012г. о предоставлении земельного участка за выкуп в собственность по льготной цене без ответа.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению Попова Н.В. о предоставлении земельного участка, расположенного <адрес> в том числе заявлению от 23.04.2012г. о предоставлении земельного участка за выкуп в собственность по льготной цене в течение 7 дней со дня вступления решения в законную силу.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бочкова Л.Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Попова Н.В. – Сухинина Ю.И., судебная коллегия

Установила:

Попов Н.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником нежилого здания литер ББ1, общей площадью 789,70 кв.м. и административного здания литер АА1, общей площадью 1103 кв.м., расположенных <адрес> Право собственности на данные объекты было зарегистрировано за Поповым Н.В. на основании Распоряжения Г.А. г. Самары от 31.03.1998 года «Об утверждении акта государственной приемочной комиссии». В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса» до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка расположенного в иной местности. Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 7 658 687 рублей 75 копеек. Следовательно, 2,5% кадастровой стоимости составляет 191 467 рублей 18 копеек. Поскольку с 1998 года заявитель постоянно пользуется вышеуказанными нежилыми зданиями, у него возникла необходимость оформить право собственности на земельные участки, расположенные под ними. В связи с этим, 05.06.2009г. Поповым Н.В. было подано заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп. 23.04.2012г. заявителем в Министерство имущественных отношений Самарской области было подано уточнение к ранее поданному заявлению, в котором он просил заключить с ним договор купли-продажи по льготной цене земельного участка площадью 3532,10 кв.м., расположенного <адрес> определив цену выкупа в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, в сумме 191 467 рублей 18 копеек. Однако ответ в течение 30 дней заявителю не был дан, и так же ему не поступало уведомление о продлении срока рассмотрения заявления. Считает, что данным бездействием Министерство имущественных отношений Самарской области нарушает его право на выкуп вышеуказанного земельного участка.

С учетом уточнения в судебном заседании требований, Попов Н.В. просил суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области в виде оставления заявления Попова Н.В. о предоставлении земельного участка в собственность, в том числе заявления от 23.04.2012г. о предоставлении земельного участка за выкуп в собственность по льготной цене без ответа; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению Попова Н.В. о предоставлении земельного участка, расположенного <адрес> в том числе заявлению от 29.04.2012г. о предоставлении земельного участка за выкуп в собственность по льготной цене в течение 7 дней со дня вступления решения в законную силу.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое в своей апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что на обращение Попова Н.В. с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, министерством была проведена работа с целью сбора информации о спорном земельном участке, однако в настоящее время Министерство не располагает достаточными сведения о спорном земельном участке, позволяющими сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления заявителю земельного участка, а заключение договора купли-продажи спорного земельного участка по льготной цене, как настаивает заявитель, после 1 июля 2012 года противоречит требованиям действующего законодательства. Также Министерство полагает, что суд необоснованно обязал предоставить Министерство имущественных отношений Самарской области спорные земельные участки, тогда как в соответствии с гл. 25 ГПК вправе лишь, установив факт бездействия, обязать дать соответствующий ответ на обращение заявителя.

Представитель истца Сухинин Ю.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции требования поддержал, доводы апелляционной жалобы полагал необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще. О причинах неявки суд не известили, об отложении дела не ходатайствовала. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, полагая его правильным.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местной самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, и должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании
решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если
установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы
заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28
Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009г. "О практике рассмотрения судам дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Судом установлено, что на основании свидетельств о государственной регистрации права серии и серии от 09.02.2000г. Попову Н.В. на праве собственности принадлежат административное здание литера АА1, общей площадью 1103, 00 кв.м., расположенное <адрес> и нежилое здание Литер ББ1, площадью 789,70 кв.м., расположенное <адрес> на основании Распоряжения Главы Администрации г. Самары № 267р от 31.03.1998г. «Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии».

В соответствии с ч.1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч.5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

05.06.2009 года Попов Н.В. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного <адрес> площадью 3 532, 10 кв.м., используемого под нежилые помещения (административные здания) с прилегающей территорией.

23.04.2012г. заявителем в Министерство имущественных отношений Самарской области было подано уточнение к ранее поданному заявлению, в котором он просил заключить с ним договор купли-продажи по льготной цене земельного участка площадью 3532,10 кв.м., расположенного <адрес> кадастровый номер - определив цену выкупа в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, т.е. в размере 191 467,18 рублей.

В соответствии с ч. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Данное положение также закреплено в ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу ч. 2 ст. 12 Федерального Закона от 2 мая 2006г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью ч.2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В силу ч. 8 ст. 36 Земельного Кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Испрашиваемый Поповым Н.В. земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка 27.03.2009г. , согласно которому земельному участку <адрес> присвоен кадастровый номер

В силу с ч. 1.1. статьи 36 Земельного Кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса» до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка расположенного в иной местности.

Судом установлено, что заявление Попова Н.В. в Министерство имущественных отношений Самарской области от 05.06.2009 года соответствует требованиям закона, к заявлению приложены необходимые документы.

В соответствии п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судам дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что до настоящего времени Министерством не принято никаких решений по заявлениям Попова Н.В., предусмотренный законом двухнедельный срок для принятия решений по заявлениям был нарушен.

Сведений о продлении срока рассмотрения обращения заявителя представлено не было.

При таких обстоятельствах судом обосновано были удовлетворены требования заявителя.

Довод жалобы о том, что заявителем представлено недостаточно сведений о спорном земельном участке и неверно определена цена земельного участка на момент подачи заявления не является основанием для освобождения Министерства от обязанности принять решение по поступившему заявлению о приобретении прав на земельный участок в предусмотренные законом сроки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд обязал предоставить земельные участки заявителю, тем самым вышел за пределы своих полномочий, не может быть принят во внимание, поскольку из резолютивной части решения не следует обязанность Министерства предоставить земельный участок. Судом указано на обязанность Министерства принять соответствующее решение, предусмотренное законом, по заявлению Попова Н.В., что соответствует требованиям ст. 258 ГПК РФ.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, по вышеизложенным основаниям. Судом правильно установлены юридические значимые обстоятельства по делу, выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, решение суда соответствует требованиям ст. ст. 195, 198, 258 ГПК РФ, судом правильно применён материальный закон, нарушений норм процессуального права влекущих отмену решения судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 19 июня 2012 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи