Судья: Морозова Л.Н. гр.дело № 33-7916/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Захарова С.В.,
судей – Вачковой И.Г., Евдокименко А.А.,
при секретаре – Иванниковой Н.В.,
с участием прокурора – Нехаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Самары в интересах Ингуран О.С. к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 05 июля 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Самара в интересах Ингуран О.С. - удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Ингуран О.С. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г. Самара согласно действующему законодательству».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Самары в интересах Ингуран О.С. обратился в суд с иском к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Ингуран О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилое помещение за ней не закреплялось, личное жилье для проживания отсутствует. На основании личного заявления Ингуран О.С. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени Ингуран О.С. жилое помещение не предоставлено, прокурор просил суд обязать Главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Ингуран О.С. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, по тем основаниям, что Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не наделен отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями или социальными выплатами на приобретение (строительство) жилого помещения. При вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, были нарушены нормы процессуального права, а также материального права.
В заседание судебной коллегии представители Департамента управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Главы г.о. Самара не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Судебная коллегия, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Прокурор в заседании судебной коллегии просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции определено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
На основании ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно положениям постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
В соответствии со ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области «Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».
Как следует из материалов дела, Ингуран О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ мать Ингуран О.С. – ФИО1, а отец Ингуран О.С. – ФИО2 решением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении дочери.
Установлено, что Ингуран О.С. не имеет закрепленного жилья, что подтверждается уведомлениями Росреестра по Самарской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ».
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ Ингуран О.С. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г.Самара.
Установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Ингуран О.С. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, не выделялась. Жилого помещения на праве собственности Ингуран О.С. не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами и ответчиками не оспариваются, как и право Ингуран О.С. на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД (в редакции от 02.02.2011г.) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Самарской области.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований об обязании Главы г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Департамента управления имуществом г.о.Самары предоставить Инуран О.С. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству.
Доводы ответчиков о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, суд обоснованно не принял во внимание и правильно указал в решении, что эти доводы не могут служить основанием для отказа в иске. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких - либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.
В решении правильно указано на несостоятельность доводов ответчиков относительно полномочий, по предоставлению социальной выплаты, поскольку государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.2005 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» переданы органам местного самоуправления, а Ингуран О.С. проживает в г.о. Самара. Таким образом, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в интересах Ингуран О.С., заявленные к ответчикам.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара в апелляционной жалобе о том, что Департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу, неосновательны и не могут быть приняты во внимание, поскольку полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары. Согласно ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно ст.22 Устава г.о.Самара в структуру органов местного самоуправления, в том числе, входят Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии с Уставом г.о.Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией. При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции глава, администрация и Департамент управления имуществом г.о. Самара, в связи с чем неосновательны и не могут быть приняты во внимание ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд в резолютивной части не указал, в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательство по предоставлению истцу социальной выплаты.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда является незаконным и необоснованным, не могут быть приняты во внимание, так как все обстоятельства дела судом исследованы полно, всесторонне и объективно, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих правильность выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 05 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: