Судья Бабкин С.В. гр. дело № 33 - 7964/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Подольской А.А.
Судей: Клюева С.Б., Минеевой О.Г.
При секретаре: Поваровой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 26 июня 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора города Сызрани в интересах Строкиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Строкиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальную выплату за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области, на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани, действуя в интересах Строкиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о понуждении выделения ей денежных средств для приобретения, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм (предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения), ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Строкина Е.Н., относится к лицам из числа детей-сирот. Она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации т.о. Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД (в редакции от 09.02.2010 г. № 14-ГД). Однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено её право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор г. Сызрани просил суд обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Строкиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства - социальную выплату для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.о. Сызрань Самарской области просит решение суда отменить, поскольку считает его неправильным.
В заседание судебной коллегии представитель администрации г.о. Сызрань Самарской области и Строкина Е.Н. не явились, извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Прокурор Хлебникова Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Полагала, что решение суда является законным и обоснованным, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, правильно дана оценка доказательствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что решением Сызранского районного суда от 23.03.2000 г. родители Строкиной Елены Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - мать Строкина С.Л. и отец Строкин Н.А., были лишены родительских прав в отношении нее, в связи с чем, Строкина Е.Н. относится к лицам из числа детей-сирот.
Закрепленного жилого помещения за Строкиной Е.Н., не имеется. Она зарегистрирована по месту своей учебы в общежитии ГОУ НПО - ПУ № г. Сызрани по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой из отдела УФМС России по Самарской области в г. Сызрани от 25.01.2011 г. Фактически Строкина Е.Н. проживает в доме бывших опекунов, расположенном по адресу: <адрес>.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Строкина Е.Н. по состоянию на 22.05.2012 г. в реестре собственников недвижимого имущества не значится.
Согласно Постановлению Администрации г.о. Сызрань № 700 от 29.03.2012 г. «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья на 1 апреля 2012 года» Строкина Е.Н. состоит в указанном списке под номером 8.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении серии V-EP №, выданного 08.08.1990 г. отделом ЗАГС г. Сызрани, копией заявления Строкиной Е.Н. прокурору г. Сызрани от 16.05.2012 г., копией уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22.05.2012 г., копией Постановления Администрации г.о. Сызрань № 700 от 29.03.2012 г., справкой Отдела УФМС России по Самарской области в г. Сызрани за №98 от 25.01.2011 г.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД (в редакции от 09.02.2010 г. № 14-ГД) для указанной категории граждан - лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В силу Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Согласно абз. 2 4.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
Частью 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 27-ГД " Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам.. . в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам...определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 г. № 152-ГД " Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, но окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.
Судом также установлено, что в соответствии с таблицей ПЗ приложения № 9 к Закону Самарской области № 127-ГД от 05.12.2011 г. «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» распределены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, городскому округу Сызрань выделено 19 589 000 рублей.
Распорядителем средств областного бюджета по обеспечению в городском округе Сызрань жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Администрация городского округа Сызрань.
Уполномоченным органом, осуществляющим формирование списков и организацию обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань.
В соответствии со списком детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья, утвержденного постановлением Администрации г.о. Сызрань № 700 от 29.03.2012 г., на 01.04.2012 г. Строкина Е.Н. состоите в этом списке под номером 8.
Вышеизложенное подтверждает то, что Строкина Е.Н. в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 г. № 87-ГД (в редакции от 09.02.10№ 14-ГД), хотя до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, изучив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора г. Сызрани об обязании Администрации г.о. Сызрань предоставить Строкиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальную выплату на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает, что решение является законным и обоснованным, оснований к отмене не имеется.
Вместе с тем, поскольку вышеназванная мера социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам, судебная коллегия считает необходимым изложить абзац второй решения в иной редакции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 26 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
«Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Строкиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству, за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам».
Председательствующий -
Судьи: