Судья: Курмаева А.Х. гр. дело № 33-8629 /2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего- Лазаревой М.А.
судей- Вачковой И.Г. и Сивохина Д.А.
при секретаре- Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бубелова Э.В. в лице представителя по доверенности Ларионова Э.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 12.07.2012 года, которым постановлено
«В удовлетворении заявления Бубелова Э.В. на действия государственных органов, отказать в полном объеме »
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева М.А., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Бубелов Э.В. обратился в суд с заявлением на действия государственных органов. Просит признать незаконным обращение Министерства имущественных отношений <адрес> в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара № «Об утверждении схемы расположения земельного участка»; обязать Министерство имущественных отношений <адрес> отозвать обращение в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка»; признать незаконным распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 600,00 кв.м. под садоводство на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории»; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара отменить распоряжение «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 600,00 кв.м. под садоводство на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории»; признать незаконным внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером №; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №; признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара «О невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории» от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2162,90 кв.м. под садоводство на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории; признать незаконным отказ органа государственной власти Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в вопросе предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Министерство имущественных отношений <адрес> повторно рассмотреть его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бубелов Э.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ларионов Э.В. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Заинтересованное лицо Ильин В.И. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений <адрес>, Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара,Филиала ФГБУ « ФКП Росреестра» по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным.
Положениями ч.1 ст.254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании Постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об органах исполнительной власти <адрес>, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с ДД.ММ.ГГГГ возложены на Министерство имущественных отношений <адрес>.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в <адрес> для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74.
В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бубелов Э.В. обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 2162,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно под садоводство.
Судом установлено, что к заявлению были приложены следующие документы: план границ земельного участка, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество; заключение на использование земельного участка №, заключение на использование земельного участка №, свидетельства о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, выписка из ФРС о правах отдельного лица, сведения из Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Установлено, что во исполнение пункта 2.4 Порядка в целях получения информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок Министерством были направлены соответствующие запросы, в частности был направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
В ответ на обращение, Министерство получило заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, поскольку было выявлено наложение границ участка на земельный участок, поставленный на кадастровый учет за №.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м., под приусадебный участок.Сообщением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, Бубелову Э.В. отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, площадью 2 162,9 кв.м.При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Министерство имущественных отношений <адрес> правомерно обратилось в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Согласно п.4 ст.34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".Анализируя положения данной нормы, суд в решении верно указал о том, что обязательным условием проведения государственного кадастрового учета является утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане уполномоченным органом местного самоуправления.На основании пункта 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» (редакция, действующая на момент подачи заявления и принятия министерством решения по пакету документов №-е) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. В соответствии с п. 3.2. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым.Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 600,00 кв.м., используемого под садоводство.
Судом установлено, что при сравнении таблиц координат проектов границ испрашиваемого Бубеловым Э.В. земельного участка и земельного участка, испрашиваемого ФИО1 заявление которого, поступило ДД.ММ.ГГГГ, установлено наложение границ данных земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет по заявлению ФИО1 на основании представленного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о названном земельном участке содержатся в государственном кадастре недвижимости со статусом «временный», срок действия данного статуса не истек.
Поскольку сведений об обращении Бубелова Э.В. с заявлением о постановке испрашиваемого участка на кадастровый учет до даты обращения ФИО1 не представлено, суд пришел к правильному выводу о том, что Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обоснованно утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> и правомерно отказал в утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка.
Вместе с тем, учитывая, что сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в Государственный кадастр недвижимости по заявлению ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и на основании представленного межевого плана, суд в решении правильно указал о том, что отсутствуют основания для признания незаконным внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о данном земельном участке и обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> исключить сведения об этом участке.
Из п.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005г. № 94-ГД (в редакции Закона Самарской области от 09.04.2012 N 27-ГД) следует, что указанные в настоящей части земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения, или долей в праве общей собственности на них.
Как усматривается из материалов дела, Бубелову Э.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 500 кв.м. и земельный участок, площадью 605 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ
На основании ч.4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во внимание положения указанных выше норм права, а также учитывая установленные обстоятельства в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд обоснованно отказал Бубелову Э.В. в удовлетворении заявления в полном объеме.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что первоначально на рассмотрении в Министерстве имущественных отношений находилось заявление Бубелова Э.В., в связи с чем, ему незаконно было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не состоятельны, поскольку ФИО1 обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении иного земельного участка с указанием иной площади и за иным номером.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам материального и процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 12 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бубелова Э.В. в лице представителя Ларионова Э.В.- без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи: