О признании бездействия МКУ Комитет по архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и транспорту Администрации г.о. Октябрьск С/о



Судья: Бодров Е.А. гр. дело № 33-8350/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Ермаковой Е.И.

судей – Лазаревой М.А., Черкуновой Л.В.,

с участием прокурора Гуляевой Е.С.

при секретаре Асабаевой Д.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе МКУ «Комитет по архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и транспорту администрации г.о. Октябрьск Самарской области» на решение Октябрьского городского суда Самарской области от 10 июля 2012 г., которым постановлено:

«Иск прокурора г. Октябрьска Самарской области - удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет по архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и транспорту Администрации г.о. Октябрьск Самарской области» до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения скотомогильника в состояние, отвечающее требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ , а именно: огородить территории скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами; оборудовать скотомогильник помещением для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, мостом через траншею».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Октябрьска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Комитет по архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и транспорту Администрации г.о. Октябрьск Самарской области» (далее - Комитет) о признании незаконным бездействия Комитета по принятию мер к обустройству и содержанию скотомогильника, обязании устранить нарушения.

В обоснование своих требований указал, что в результате прокурорской проверки установлено, что биотермическая яма (скотомогильник), расположенная на территории города Октябрьск Самарской области, в 850 м севернее <адрес>, не отвечает требованиям разделов 5 и 6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ . На основании Распоряжения Администрации г.о. Октябрьск ДД.ММ.ГГГГ скотомогильник включен в состав казны г.о. Октябрьск, Комитету поручено обеспечение содержания укачанного имущества.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать Комитет устранить выявленные нарушения действующего законодательства, обеспечить проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения скотомогильника в состояние, отвечающее требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: огородить территории скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами; оборудовать скотомогильник помещением для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, мостом через траншею.

В ходе рассмотрения дела представитель Комитета требования прокурора признавал, не оспаривал обязанность Комитета по содержанию и обустройству скотомогильника.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г.о. Октябрьск.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Комитета просит решение суда отменить, как незаконное, поскольку суд не применил закон, подлежащий применению. Обязанность по содержанию и обустройству скотомогильника не оспаривал. Указал, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный вопрос относится к вопросам местного значения и прокуратура не вправе вмешиваться в деятельность муниципального образования. Из местного бюджета в 2012 г. выделена часть денежных средств для выполнения работ по обустройству скотомогильника, Комитетом запрошено дополнительное финансирование.

В судебном заседании коллегии представители Комитета Грязин А.В. и Титова Е.М. свою позицию изменили, полагают, что муниципальное образование не может являться собственником имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения городского округа. Вопросы создания скотомогильника, его содержания и обустройства Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут быть Российская Федерация и субъект Российской Федерации. В настоящее время планируется передача скотомогильника городского округа в собственность Самарской области. Кроме того, суд, разрешая дело, не привлек к участию в деле администрацию г.о. Октябрьск, что является нарушением норм процессуального права.

Представители Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Самарской области Хубулова Д.С. и Репина Е.В., действующие на основании доверенности, с доводами жалобы не согласились, считают, что законных оснований для отмены судебного решения не имеется.

Представитель Администрации г.о. Октябрьска не явился, извещен.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия не находит основания для отмены судебного решения, считает его правильным.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно ст. 16. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся:

участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.99 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» благоприятными условиями жизнедеятельности человека является состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Из материалов дела следует, что в результате проведенной прокуратурой г. Октябрьск совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Самарской области проверки установлено, что биотермическая яма (скотомогильник), расположенная в 850 метрах севернее <адрес>, не отвечает требованиям разделов 5 и 6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ .

В нарушение указанных Правил, территория скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами не огорожена, дорога, ведущая к скотомогильнику, частично размыта талыми водами, мост через траншею, а также площадка для вскрытия трупов отсутствуют, по периметру траншеи разбросаны плиты и подставки к ним.

Наличие указанных недостатков ответчиком не оспаривается.

Согласно п. 6.10. Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что на основании Распоряжения Администрации г.о. Октябрьск ДД.ММ.ГГГГ скотомогильник включен в состав казны г.о. Октябрьск. Комитету поручено обеспечение содержания указанного имущества.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биометрических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Непринятие указанных мер, может привести к неблагоприятным последствиям для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что к участию в деле не была привлечена администрация г.о. Октябрьск, к чьей компетенции относится принятие решений местного значения, не соответствуют материалам дела, поскольку определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25) администрация привлечена к рассмотрению спора в качестве соответчика. Кроме того, в материалы дела представлен письменный отзыв Комитета, подписанный заместителем главы г.о. Октябрьска Калугиным В.В., из чего следует, что городской администрации достоверно известно об имеющемся в суде споре.

Доводы жалобы об отсутствии достаточного финансирования из местного бюджета на цели, связанные с содержанием и обустройством скотомогильника, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку отсутствие денежных средств не освобождает Комитет от ответственности за выполнение обязанностей по надлежащему содержанию биотермической ямы.

Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что в муниципальную собственность скотомогильник передан в нарушение закона, указанные вопросы относятся исключительно к компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, поскольку на момент рассмотрения спора достоверно установлено, что объект – скотомогильник является муниципальным имуществом, состоит на балансе администрации муниципального образования, в собственность субъекта Российской Федерации в установленном законом порядке не передан, в связи с чем оснований для освобождения ответчика от обязанностей по его содержанию не имеется. Как следует из материалов дела, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрацией выделялись денежные средства на цели, связанные с содержанием и оборудованием указанного объекта.

Ссылка в жалобе на необоснованность возложения на Комитет обязанности по устранению названных выше недостатков, также является несостоятельной, поскольку ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается, в том числе на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, что прямо предусмотрено п. 6.10. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ . Факт передачи объекта на содержание и обслуживание Комитета судом установлен.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского городского суда Самарской области от 10.07.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «Комитет по архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и транспорту администрации г.о. Октябрьск Самарской области» - без удовлетворения.

    

Председательствующий

    Судьи