Судья Попов В.В. гр. дело № 33-8745/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Лазарева Н.А.,
судей: Минеевой О.Г., Самчелеевой И.А.,
с участием прокурора Тихоновой Ю.В.,
при секретаре Иванниковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Радькова Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области о возложении обязанности предоставления социальной выплаты для приобретения жилья
с апелляционной жалобой представителя администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 10 июля 2012 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Радькова Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в суд с иском к администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области о возложении обязанности предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
В обоснование своих требований прокурор указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Радьков Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сиротой, собственного жилья не имеет.
Постановлением главы м.р. Кинель-Черкасский №№ от 10.05.01 за ним закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения, в настоящее время он снимает жилье в п. <данные изъяты>, работает в г.Самаре.
Предъявление данного заявления прокурором обусловлено необходимостью защиты жилищных прав Радькова Д.Ю., который находится в сложной жизненной ситуации, у него отсутствуют средства для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд (с учетом уточнения исковых требований) обязать администрацию м.р. Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Радькову Д.Ю. социальную выплату на приобретение жилья за счет средств бюджета Самарской области.
Радьков Д.Ю. исковые требования прокурора поддержал, просил предоставить ему социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 10 июля 2012 года постановлено:
«Исковые требования удовлетворить, обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Радькову Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета учетной нормы 33 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Самарской области».
В апелляционной жалобе представитель администрации Кинель-Черкасского района Самарской области просит отменить решение суда и постановить новое об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Радьков Д.Ю., а также представители администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, МКУ «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства» и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте разбирательства дела были извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Радьков Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сиротой (л.д.8,30), собственного жилья не имеет (л.д.10,11,25).
Постановлением главы Кинель-Черкасского района от 10.05.01 №№ Радьков Д.Ю. поставлен на учет для внеочередного получения жилья (л.д.6).
По состоянию на 01.06.12 Радьков Д.Ю. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья по м.р. Кинель-Черкасский Самарской области в установленном законом порядке, с учета не снят (л.д.27).
В соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ст.8 Федерального закона от 21.12.96 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее Закон).
Статьей 5 указанного Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно п. 4,5 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области №77-ГД от 05.03.05 «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения».
-
Статьей 2 Закона Самарской области от 07.07.05 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.06. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Часть 2 пункт 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.06 №87-ГД распространяет действие указанного закона на следующие категории граждан:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.06 №87-ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно п.3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.08 №421, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Судом было установлено, что в нарушение вышеуказанных норм ЖК РФ и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Радьков Д.Ю. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что право Радькова Д.Ю. на обеспечение жилым помещением должно быть реализовано, и обоснованно постановил решение о возложении на администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области обязанности предоставить Радькову Д.Ю. социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета учетной нормы 33 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Самарской области
Доводы представителя администрации м.р. Кинель-Черкасский и третьего лица МКУ «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства» о необоснованности предъявленного иска в связи с тем, что Радьков Д.Ю. обратился с заявлением по истечении установленного законом возраста, суд обоснованно признал несостоятельными.
Судом было установлено, что Радьков Д.Ю. по вопросу обеспечения жильем неоднократно обращался с письменными заявлениями в администрацию Кинель-Черкасского района.
Суд правильно указал, что отсутствие указанных заявлений Радькова Д.Ю. в его учетном деле и наличие его заявления от 04.04.12, не может расцениваться как отсутствие у него приобретенного права на получение жилья либо обеспечения социальной выплатой, поскольку такое право у Радькова Д.Ю. возникло в несовершеннолетнем возрасте, он длительное время состоит на учете, как лицо, оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в социальной поддержке.
Из материалов дела следует, что Радьковым Д.Ю. 25.07.11 (т.е. до достижения им возраста 23-х лет) было написано заявление в Комитет по вопросам семьи, материнства и детства с просьбой решить вопрос о временной регистрации, необходимой ему для получения социальной выплаты на приобретение жилья (л.д.28).
Данное заявление Радькова Д.Ю. было рассмотрено и ему была предоставлена временная регистрация с 26.07.11 на территории Кинель-Черкасского района (л.д.23).
При таких обстоятельствах суд обоснованно обязал администрацию м.р. Кинель-Черкасский Самарской области обеспечить Радькова Д.Ю. социальной выплатой на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета 33 кв.м. общей площади, за счет средств бюджета Самарской области.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации м.р. Кинель-Черкасский о том, что обязанность по финансированию переданных соответствующих полномочий органам местного самоуправления возложена на Самарскую область как субъект Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для отмены решения суда, поскольку вопрос о выделении финансовых средств на исполнение ответчиком обязанности по обеспечению жильем Радькова Д.Ю. может быть разрешен в установленном законом порядке в рамках исполнения администрацией Кинель-Черкасского района решения суда.
Судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кинель-Черкасского района Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: