Судья: Емельяненко Л.А. гр. дело № 33-7212/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Набок Л.А.,
судей: Николаевой Н.М., Евдокименко А.А.,
при секретаре Кузьмине М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Чукина В.Ю. – Степановой Е.А. на решение Комсомольского районного суда г.Тольятти от 16.05.2012 года, которым постановлено:
«Чукину В.Ю. в признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части № 6622 от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятии с очереди нуждающихся в обеспечении жилым помещением; обязании жилищно-бытовой комиссии войсковой части 6622 в предоставлении Чукину В.Ю. и члену его семьи - дочери Чукиной Е.В., ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения для постоянного проживания, с учетом требований ч.1 ст.58 ЖК РФ - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Чукин В.Ю. обратился в суд с иском к ответчику к войсковой части № 6622 о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, обязании в предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ. он проходил службу по контракту в в/ч № 6622 г.Тольятти. За время службы с 1987г. Министерством Обороны РФ жилье ему не предоставлялось, в собственности жилья нет. Он и члены его семьи - дочь Чукина Е.В, зарегистрированы по юридическому адресу в/ч 6622. Фактически, он и члены его семьи - супруга Чукина Г.Д. и дочь Чукина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ., проживают в жилом помещении по договору коммерческого найма по адресу: <адрес>.
В 2010г. жилищно-бытовой комиссией в/ч № 6622 истец поставлен на учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Члены его семьи также признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением. В 2011г. согласно приказу командующего войсками Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ от 24.02.2011г. №8, он освобожден от занимаемой должности и уволен с военной службы в запас Вооруженных сил РФ.
Приказом командира в/ч 6622 от ДД.ММ.ГГГГ. № № с/ч с ДД.ММ.ГГГГ. исключен из личного состава в запас по п.п. «б» п. 3 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» и п.п. «б» п. 5 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы - по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Выслуга на день увольнения составила более 18 лет. ДД.ММ.ГГГГ. заседанием жилищно-бытовой комиссии в/ч 6622, его супруга была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и он поставлен на жилищный учет с составом семьи - 2 человека, он и дочь - Чукина Е.В. в силу п. 1 п.п. 2 ст. 51 ЖК РФ. С указанным решением жилищно-бытовой комиссии он не согласился и обратился за защитой своих интересов в суд. 19.09.2011г. решением Комсомольского районного суда г.Тольятти его исковые требования удовлетворены. Решение жилищно-бытовой комиссии в/ч 6622 от 10.05.2011г. признано незаконным в части выделения ему однокомнатной квартиры на состав семьи 2 человека: Чукин В.Ю. и Чукина Е.В. Жилищно-бытовую комиссию в/ч 6622 обязали принять решение о предоставлении ему и члену его семьи - дочери права на жилое помещение с учетом требований ч.1 ст.58 ЖК РФ. Однако, после вступления в законную силу указанного выше решения суда состоялось еще одно заседание жилищно-бытовой комиссии войсковой части 6622, по результатам которого Чукину В.Ю. отказано в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания в соответствии с п.14 ст. 15 ФЗ № 76.
Считает, решение бытовой комиссии войсковой части 6622 № 10 от 28.12.2011г незаконным. В выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии содержатся сведения, не соответствующие действительности. Ему предоставлялось жилое помещение на состав семьи 4 человека по адресу: <адрес>, но общей площадью <данные изъяты> кв.м., а не <данные изъяты> кв.м. Впоследствии, квартира приватизирована, он в приватизации не участвовал, отказался вынужденно из-за прекращения брачных отношений. Поскольку после расторжения брака их общие несовершеннолетние дети: Чукина Я.В. и Чукина Ю.В., остались проживать с матерью, варианты размена им не рассматривались. В июне 1999г. бывшая супруга приватизировала квартиру на себя и двоих их детей, он писал отказ от участия в приватизации. С 1999 г. он в этом жилом помещении не проживает и снялся сразу с регистрационного учета. Его бывшая жена разменяла эту трехкомнатную квартиру и выделила ему часть денег.
Истец считает, что по истечении 5 лет с момента намеренного отказа от участия в приватизации он вновь приобрел право состоять на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем. С момента его отказа от участия в приватизации до сегодняшнего дня прошло более 15 лет. При постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем и признании в установленном порядке «нуждающимся в обеспечении жильем» в 2010г. эти сведения были известны жилищно-бытовой комиссии в/ч № 6622, однако, не воспрепятствовали постановке на учет;
Члены жилищно-бытовой комиссии приняли решение об отказе ему в предоставлении жилого помещения, для постоянного проживания ссылаясь на п. 14 ст. 15 ФЗ №76. Однако, жилое помещение по адресу: <адрес> федеральными органами исполнительной власти ему не предоставлялось, а было предоставлено администрацией города.
Чукин В.Ю. также считает, что жилищно-бытовой комиссией не соблюден порядок снятия с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. В нарушение п. 2 ст. 56 ЖК в выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии № 10 от 28.12.2011г. отсутствует обязательная ссылка на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56 ЖК РФ.
Кроме того, ссылается на то, что право человека на жилище провозглашено всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конституцией РФ. Указывает на то, что военнослужащие должны обеспечиваться жильем по спискам внеочередников исходя из времени включения их в эти списки. Согласно, п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 14.02.2000г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется как ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства РФ. В соответствии со ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру. Согласия на заселение в однокомнатную квартиру он не давал. Полагает, все указанно свидетельствует о том, что своего права на получение жилья в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76 он не утратил. Считает, что ему должна быть предоставлена квартира на состав семьи 2 человека с учетом требований ст. 58 ЖК РФ.
Основываясь на вышеизложенном, Чукин В.Ю. просил суд признать незаконным решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части № 6622 от 28.12.2011г. № 10 об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятии с очереди нуждающихся в обеспечении жилым помещением; Обязать жилищно-бытовую комиссию войсковой части 6622 предоставить ему и члену его семьи - дочери Чукиной Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение для постоянного проживания, с учетом требований ч. 1 ст. 58 ЖК РФ.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Чукина В.Ю. – Степанова Е.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца Чукина В.Ю. – Беляев Г.А. апелляционную жалобу поддержал по указанным в ней доводам.
Представитель восковой части № 662 г. Тольятти просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что согласно действующему законодательству, истец не имеет права на повторное получение жилья.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в ФЗ РФ от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья
Согласно п.14 ст.15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" в обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной служба состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ представляются указанными граждане совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих, согласно п. 27 Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче в КЭЧ района жилья, полученного от Министерства обороны РФ.
Согласно разъяснениям Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 05.01.2001г. № 147/3/4/26 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнув брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положения ст.68 ЖК РСФСР.
Из анализа положений ст.ст.15, 23 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998г., осуществляется путем предоставление за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с 1 передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Чукин В.Ю. и его прежняя семья в 1993 г. были обеспечены от Министерства обороны СССР жилым помещением по установленным нормам. В соответствии с Журналом учета поступающей жилой площади и контроля за ее распределением воинской части, квартира по улице Тополиной была выделена войсковой части 6622 в связи с долевым участием в строительстве дома по адресу: <адрес>
После расторжения брака истец не принял все меры к получению причитающейся ему части жилья, обмену, либо разделу спорного жилого помещения, в том числе в принудительном судебном порядке в соответствии со ст. 68 ЖК РСФСР, и не сдал его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам.
При этом судом также установлено, что Чукин В.Ю. отказался от своей доли и от участия в приватизации.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу о том, что Чукин В.Ю. добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны жильем, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге и детям и не приняв должных мер к выделению причитающейся ему доли, обмену либо разделу спорного жилого помещения, и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам и его последующее обеспечение жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Что касается членов его семьи, то суд правильно указал, что их права по обеспечению жильем Министерством обороны РФ являются производными от права Чукина.
Кроме того, как усматривается из выписки из протокола жилищно-бытовой комиссии войсковой части 6622, вопрос о снятии Чукина В.Ю. с очереди нуждающихся в обеспечении жилым помещением заявлялся, но по существу не разрешен. Резолютивная часть протокола лишь гласит: подполковнику запаса Чукину В.Ю. отказать в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания в соответствии с п.14 ст.15 ФЗ №76.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
Судом правильно определены и установлены фактические обстоятельства дела, проведен анализ представленных по делу доказательств, которым в их совокупности дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 16.05.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Чукина В.Ю. – Степановой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи