Судья: Морозова Л.Н. гр. дело № 33-9021/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Калинниковой О.А.
Судей: Лазаревой М.А., Ефремовой Л.Н.,
с участием прокурора Нехаевой О.А.,
при секретаре Тимагине Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 07 августа 2012 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Промышленного района города Самары в интересах Глинкина И.А. - удовлетворить.
Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Глинкину И.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Промышленного района г.Самары, действуя в интересах Глинкина И.А., обратился в суд с иском к Главе г.о. Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование требований указано, что Глинкин И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилое помещение за Глинкиным И.А. не закреплялось, жилья для проживания он не имеет. На основании заявления Глинкин И.А. был включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о.Самара. Однако, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Глинкину И.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара согласно действующему законодательству.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда, считает себя ненадлежащим ответчиком.
В заседании суда апелляционной инстанции Глинкин И.А. просил оставить решение суда без изменения.
Представители Главы г.о. Самара, Администрации г.о.Самара, Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения Глинкина И.А., заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей, что решение суда является правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.06 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.05 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Из материалов дела следует, что Глинкин И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
<данные изъяты> ФИО1, ФИО2 лишены родительских прав. Глинкин И.А. передан на воспитание и попечение органам опеки и попечительства, что подтверждается решением Промышленного районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Администрации Промышленного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Глинкиным И.А. установлена опека. Опекуном назначена ФИО3 В настоящее время он проживает в квартире опекуна по адресу: <адрес> <данные изъяты> Глинкина А.И. – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № (л.д.20).
Жилого помещения за Глинкиным И.А. не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет.
На основании заявления Глинкин И.А. был включен в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади Администрации г.о. Самара.
Право Глинкина И.А. на внеочередное предоставление жилого помещения ответчиками не оспаривается.
До настоящего времени Глинкину И.А. жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора, заявленные в интересах Глинкина И.А., подлежат удовлетворению.
Доводы о том, что при реализации права Глинкина И.А. на предоставление социальной выплаты должны соблюдаться права иных очередников, а также об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд обоснованно не принял во внимание, указав, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий.
Суд правомерно возложил обязанность по предоставлению Глинкину И.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара за счет средств бюджета Самарской области на Главу г.о. Самара, Администрацию г.о.Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.
В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара Глава городского округа Самара, Администрация г.о.Самара, возглавляемая Главой, а также Департамент управления имуществом г.о.Самара входят в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара.
Именно названные органы местного самоуправления, в соответствии с Уставом г.о. Самара, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией (полномочиями).
С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Промышленного района г. Самары, обязав Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Глинкину И.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о.Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным выше.
Не могут служить основанием для отмены правильного решения и другие доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают правильность выводов суда по имеющим значение для дела вопросам.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 07 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: