Судья: Морозова Л.Н. гр. дело № 33-9044/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего- Ермаковой Е.И.
Судей - Никоновой О.И. и Черкуновой Л.В.
с участием прокурора Нехаевой О.А.
при секретаре Зверевой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 августа 2012 года, которым постановлено:
«Иск прокурора <адрес> в интересах Егорова А.В.- удовлетворить.
Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Егорову А.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счет средств бюджета <адрес>».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Егорова А.В. к Главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Егоров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления он была включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по <адрес>, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади Администрации г.о. Самара.
Поскольку до настоящего времени жилое помещение Егорову А.В. не предоставлено, прокурор просил обязать Главу г.о. Самары, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Егорову А.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета <адрес>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда, и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывают на то, что при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, были нарушены нормы процессуального права, а также материального права. Считает, что Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В судебное заседание не явились Егоров А.В., представители Главы г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Министерства экономического развития <адрес>, Департамента семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара, были извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, заслушав позицию прокурора, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Статьей 40 Конституции определено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
На основании ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно положениям постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
В соответствии со ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области «Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».
Как следует из материалов дела, Егоров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Решением Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его одинокая мать- ФИО1, умершая ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д.№).
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Егоров А.В. зачислен в училище и поставлен на полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что распоряжением главы администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, Егоров А.В. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по <адрес> (л.д.№).
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Егорову А.В. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>, ему не выделялась. Жилого помещения на праве собственности не имеет.
Судом сделан обоснованный вывод об удовлетворении требования прокурора, о предоставлении Егорову А.В. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самары согласно действующему законодательству, за счет средств бюджета <адрес>.
Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115- ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области.
В силу ст. 22 Устава г.о. Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 06.08.2009) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; администрация г.о. Самара - исполнительно - распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
В соответствии с Уставом г.о.Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета <адрес> детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей свои полномочия, в пределах наделенной компетенцией осуществляют Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Таким образом, привлечение вышеуказанных муниципальных органов и должностного лица по данному делу в качестве ответчиков и возложение на них обязанности по предоставлению социальной выплаты является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным выше.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара– без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи: