Судья: Калякина Е.В. гр. дело № 33-9030/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.
судей – Черкуновой Л.В., Никоновой О.И.
с участием прокурора - Нехаевой О.А.
при секретаре - Асабаевой Д.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Приволжский Самарской области на решение Приволжского районного суда Самарской области от 26 июля 2012 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Приволжского района Самарской области в интересах Никифировой Светланы Алексеевны к администрации муниципального района Приволжский Самарской области - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Приволжский Самарской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Приволжский Самарской области».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Приволжского района Самарской области в интересах ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к администрации муниципального района Приволжский Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование требований указал, что ФИО1 включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено, прокурор просил обязать ответчика предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Приволжский Самарской области просит отменить решение суда как незаконное, поскольку социальное жилье в районе отсутствует, а финансирования из бюджета субъекта для указанных целей не хватает.
Помощник прокурора Нехаева О.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель администрации муниципального района Приволжский Самарской области, ФИО1 не явились, извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение помощника прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.
Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Анализируя приведенные выше нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как установлено судом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. <данные изъяты> ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ФИО8 решением Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучалась в <данные изъяты>. Своего жилья не имеет.
На основании личного заявления постановлением главы муниципального образования Приволжский Самарской области от 23.12.2008 г. № 1165/3.9 истица включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот.
Право ФИО1 на внеочередное предоставление жилого помещения ответчиками не оспаривается.
До настоящего времени жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья истцу не предоставлены.
Из материалов дела следует, что ФИО1 выразила свое согласие на получение социальной выплаты.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд правомерно возложил обязанность по предоставлению ФИО1 социальной выплаты на приобретение жилого помещения на администрацию муниципального образований Приволжский Самарской области, поскольку ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.
С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав ответчика предоставить Никифоровой С.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация муниципального образования Приволжский Самарской области является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, несостоятельны по мотивам, изложенным выше.
Доводы ответчика об отсутствии достаточных средств, выделяемых на указанные цели, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия надлежащего финансирования, а также и от иных условий.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они не содержат обстоятельств, которые не были предметом исследования суда, и опровергающих его выводы.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образовании <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: